Как я ранее уже писал, трилогию про неуловимых я посмотрел мало того что поздновато (лет в 15-16), так ещё и не по порядку "номеров": 2 - 3 - 1. И если "Новые приключения" в целом мне понравились, то от "Короны" по выходу из кинотеатра я тогда буквально плевался. Донельзя пафосно поставленная финальная сцена с возврашением национального достояния долго ещё стояла перед глазами, да и спустя годы помнилась только она да карикатурный дурдом с наследниками (а поборником монархии и "хруста французской булки" я никогда не был).
Переглядывать не тянуло, пока случайно не застал по ТВ. При всём уважении к актёрам, сыгравшим отрицательных персонажей, моё впечатление мало изменилось (3/5) и в первую очередь из-за самой четверки мстителей-переростков, которые на протяжении всего фильма казались пародией на самих себя (при этом ни капли не смешной). А к ним еще товарищ Смирнов в исполнении Переверзева. Аж зубы сводило от эпизодов с их участием!..
Впрочем, расписывать все свои претензии мне не хочется, а лучше приведу-ка я фрагменты из двух профессиональных отзывов полувековой давности, когда третья часть вышла на экраны. Она, как и её предшественники, стала одним из лидеров проката (2-е место после "Джентльменов удачи"!), но удостоилась уничижительных рецензий в СМИ. Поэтому неудивительно, что при ожидаемом коммерческом успехе киноведы назвали её в итоге одной из худших в году. Не первый и не последний пример подобного расхождения. Наше дело соглашаться или нет.
Слог Александра Бородянского ("Спутник кинозрителя") был строг и почти беспощаден:
Здесь нет нерва, напряжения, которые присущи приключенческой ленте. Схематичные фигуры исполнителей этой операции только усиливают наше недоверие к ним... Именно поэтому невольно заиграл «второй план» событий: соперничество претендентов на российский трон... В. Белокуров и Р. Быков выбрали тон фарса, балагана. Они играют с удовольствием, и вообще атмосфера кабака «Корнилоф» лишена «липы». Но все это только еще раз оттеняет неполноценность в главном сюжете. Словом, повзрослев, «неуловимые» утеряли непосредственность и революционную юношескую хватку, не приобретя взамен новые равноценные качества.
А вот ныне здравствующий Юрий Богомолов в статье "Почём корона" ("Советский экран") сначала выбрал иронический тон, более присущий журналу "Крокодил", и которого так не хватало самой картине. Вот некоторые выдержки:
«Неуловимые» попросились в отставку, но им сказали, что рано — дело есть. Это, во-первых. Во-вторых, обеспечен широкий прокат.
Но, может быть, все было и наоборот: широкий прокат — во-первых, а корона Российской империи, на которую позарилось белогвардейское отребье,— во-вторых...
В Париже жизнь много живее и разнообразнее — игорные дома, Елисейские поля, кафе-шантаны, загадочный месье Дюк, куплеты, пистолеты, элегантные туалеты, шустрые брюнеты, вкусные котлеты...
..По вечерам с чисто русской широтой и удалью агонизирует белая эмиграция на потеху и зависть пресыщенным французам. Агонизирует с музыкой, вином, дамами...
«Неуловимым» время от времени приходится агонизировать в порядке конспирации. Чего только не сделаешь ради этого в приключенческом фильме!
И стакан вина пригубить можно. И ковш браги опрокинуть. И двойное сальто исполнить. И зуб вырвать. И новый вставить...
Но потом всё стало гораздо серьёзнее (может даже слишком):
Легко заметить, что революционная тематика в этих фильмах — что-то вроде «явочной квартиры» для эстрадных представлений и невероятных приключений... Специфика приключенческого жанра многими режиссерами и сценаристами принимается едва ли не как индульгенция от серьезной ответственности художника...
...Авторы могут сколько угодно тешить детей, но сами они не дети. Сами они не хуже своих критиков знают, что глупо в их картине. И то, как пропала корона, глупо. И то, как ее искали, нелепо. И то, как Ксанка на ручной дрезине нагоняла поезд. И как штабс-капитан взорвал цистерну с горючим над её ухом, а она и ухом не повела...
...Тем не менее фильм даст сборы. Во-первых, приключенческие ленты вообще не могут пожаловаться на невнимание публики. Кроме того, самый юный и доверчивый зритель действительно воспримет фильм как романтическую историю про отважных чекистов. Тем очевиднее моральный урон, который может нанести эта картина.
Режиссер Э. Кеосаян (в фильме он исполняет роль антрепренера) вместе с группой наездников-эквилибристов, видимо, чувствовал себя обреченным на успех. Потому не сильно утруждал себя на этот раз художественными решениями, ограничившись монтажом кинотрюков и эстрадных номеров.
(с) Пролог и OCR - Albert Magnus, специально для kin0guru