-И что тебе надо еще? - выговаривала мать дочери, когда та приехала к ней на время "погостить" с дочками-близняшками. - Твой Стёпа - идеальный муж! Зарабатывает, без вредных привычек, на сторону не ходит! Что тебе ещё надо?
-Да ты понимаешь, мам, я у него всегда и во всём виновата! Даже если дождь внезапно пошёл и мы вымокли, так я виновата, что вовремя прогноз не посмотрела и зонтик не взяла! Дочки не слушаются - я виновата, моё воспитание! А сам не знает, в какой они садик ходят и в какую группу! Даже если я заболела вдруг - тоже виновата! Надо было за здоровьем следить, а теперь, видите ли, ему приходится с дочками возиться и что-то делать по дому. И постоянно я ощущаю себя, как школьница у доски!
-Но ты же сама такого мужа выбрала, какие теперь претензии? Сами женились, сами и разбирайтесь! - привела аргумент мать.
-Что, не пустишь? Мне бы хоть отлежаться, сил нет, простыла после того ливня, - просит Светлана.
Мать нехотя пускает в дом и говорит, что это в последний раз, нечего от хорошего мужа бегать.
А Света пошла в свою бывшую комнату, которая теперь стала совсем другой, мать давно сделала ремонт. Девчонки убежали к бабушке на кухню, блины печь. Женщина смотрела в потолок и не понимала, что ей делать.
Да, её муж Степан, который был старше на 10 лет, со стороны и впрямь был идеальным мужем. Не употребляет, не бьёт, зарабатывает, даже что-то по дому иногда делает. С дочками раз в месяц гуляет или даже ходит в театр на детский спектакль, от чего умиляются все соседки. Но при этом Светлана не может и шагу без его ведома ступить. Сначала ей нравилась такая забота, даже гиперопека, что ли. Её Степан задаривал красивыми цветами и подарками, проявлял заботу и всегда, вроде бы как в шутку говорил, что он лучше знает, как и что делать, ведь он глава семьи! Ответственный мужчина, между прочим!
Он решал всё. Даже выбор работы для Светланы - было его решением, как мужчина говорил, "для её же блага". Светлана работала теперь всего два дня в неделю, педагогом дополнительного образования. Зарплата - на булавки, не больше. Всё остальное время она "должна" посвящать детям, дому и мужу и правильно, по мнению супруга, вести хозяйство, воспитывать детей и уметь все предусмотреть, вплоть до зонтика, который вовремя надо было взять.
"Я тебе создал все условия", - говорил муж. И сначала Светлана даже радовалась. Вот какой у неё идеальный муж! Заботится, старается. Но с появлением дочек все изменилось. Степана раздражал детский крик, капризы девочек и он с раздражением пенял супруге, что она никчёмная мать, раз не может успокоить детей. На детей тоже часто покрикивал и даже обзывал, как и жену. Девочки, курицы, что с них взять!
Постепенно Светлана стала виновата во всём. Однажды Степан получил на работе выговор, что-то там случилось. Придя домой, со злостью начал выговаривать, что так произошло потому, что он в своём доме выспаться не может, дома грязно, неуютно, хотя Светлана наизнанку выворачивалась, чтобы было чисто и сытно. Словом, виновата в выговоре она, Светлана! И чуть-чуть дети, которых нерадивая мать не могла угомонить.
Именно с этого дня "виноватость" жены начала расти в геометрической прогрессии. Виновата в том, что он забыл что-то купить или сделать, забыл вовремя позвонить кому-то. Виновата, что хлеба дома не оказалось или свет в районе отключили, надо было хотя бы свечки купить, бесхозяйственная!
Но апогеем стал тот самый ливень, под который они случайно попали и в этом тоже оказалась виновата она, Светлана! Поэтому и приехала она к матери - отлежаться, простыла.
Но, что удивительно, молодая женщина тут же оправдывала мужа, теми же словами матери: "Да, сама же выбирала! Да, муж-то хороший! Да, но ведь я люблю его! Да, это и правда я виновата, могла бы предусмотреть и подумать головой, зонтик взять, а теперь вымокли и вот, заболела...".
-Дочь, тебе чаю сделать? - услышала она голос матери.
-Ага, - ответила дочь. - Сделай.
-Мама, мама, а мы блинчики научились печь, - наперебой закричали близняшки и побежали на кухню, принести блинчики.
Мама неспешно и аккуратно несла Светлане чай, а девочки - блинчики.
Светлана поблагодарила и принялась пить чай. Девочки побежали в комнату - за игрушками. Им весело было вдвоём и очень нравилось, что можно шуметь, никто их не одергивает, не требует тишины, не наказывает и не обзывает.
-Ну, полегче тебе? - спросила мать. - Что делать будешь? Как дальше жить? Так и будешь бегать туда-сюда? Я, конечно, одна теперь живу, место есть, но ведь это же - не дело.
-Нет-нет, мама, ты права. Со стороны у меня - идеальный муж, а я - с жиру бешусь. Скоро уедем обратно, не переживай. Дай только немного встать на ноги, знобит.
Тут мать как-то странно посмотрела на дочь и негромко произнесла.
-Ага, со стороны у тебя идеальный муж, поэтому бежишь поболеть к матери, чтобы не мешать ему отдыхать, а то еще на работе какой выговор схватит, а ты будешь виновата... Идеальный муж, нечего сказать. Такой же идеальный, как твой отец. Недаром говорят, что дочки выбирают мужей, похожих на отцов. Вот ты и выбрала. Оставайся сколько надо, что решишь- то и поддержу твое решение.
И мать, махнув рукой, горестно вздохнула и вышла из комнаты, думая о своём....