Одна из архитектурных жемчужин Литейного проспекта. Вдоль его фасада можно бродить долго. И восхищаться его необычным декором, впитавшем в себя несколько стилей. Но обо всём по порядку...
Об этом доме историк архитектуры Андрей Пунин говорил, что в нем «безудержное нагромождение арочек, колонок, шатриков, зубчиков, розеток». Какая-то невероятная фантазия архитектора Юлия Осиповича Дютеля объединила романский, мавританский и древнерусский стили на одном фасаде. И получилось чудо, которое погружает нас в русские и восточные сказки.
Дом потомственного почетного гражданина Андрея Михайловича Тупикова. В современном виде дом появился в 1876-1877 годах. Ранее здесь был дом князя Михаила Петровича Волконского, представителя известного княжеского рода.
Этот участок Тупиков купил в 1860-1870 годах. И решил построить на его месте доходный дом. Архитектор умело использовал уже имевшееся строение, добавил к нему два новых этажа и причудливо украсил фасады. Что интересно, в ходе строительства количество декора увеличивалось. В начальном проекте не было ни драконов, ни павлинов.
На фасаде расположились 28 дракончиков, они поддерживают полуколонны. Эркеры выполнены в виде шатров, напоминающих терема, и украшены распустившими хвост павлинами.
Причудливый, чрезмерно роскошный декор фасада сразу обращает на себя внимание. Возможно, будущий владелец хотел, чтобы его дом стал роскошнее и шикарнее мавританского дома князя Мурузи, который находится на этом же перекрестке – на противоположном углу Литейного. О доме Мурузи я рассказывала в этой статье:
В 1890 году дом горел. И сильно пострадал. Причиной пожара, как часто в то время, стали дрова, хранившиеся в подвале. Два дня пожарные боролись с огнем.
Наследники Тупикова владели домом вплоть до Октябрьской революции. А что потом? В советское время дом не перестраивался. Был отдан под коммунальное жилье.
А теперь немножко о жильцах.
Улица Пестеля,
Первый подъезд.
– Нет, – отвечают, –
В гостинице мест.
Эти строки из «Мистера Твистера» относятся именно к этому дому. К подъезду, где жил Самуил Яковлевич Маршак. Целых 11 лет. Здесь он написал историю поездки американского миллионера в Советский Союз.
В одном подъезде с поэтом жил будущий историк и писатель Даниил Аль (Альшиц). Тогда ему было 9 или 10 лет. Маршак пригласил к себе нескольких мальчишек, в том числе и Даниила Аля, и читал им рукопись «Мистера Твистера».
«Улица Герцена, первый подъезд. — Нет, отвечают, в гостинице мест. Площадь Восстания, пятый подъезд. — Нет, отвечают, в гостинице мест». Так гоняли мистера Твистера от гостиницы к гостинице, не давая ему возможности посилиться. А всё по тому, что он был расистом.
В первом варианте стихотворения не было строчек про улицу Пестеля и первый подъезд. Это с подачи Даниила Аля поэт добавил эти строки. Мальчик попросил упомянуть и их подъезд. Конечно, никакой гостиницы в доме не было, но так дом впервые попал в литературу.
Спустя годы, в 1991 году, уже сам Даниил Аль написал книгу про приключения внука мистера Твистера, который приехал в Санкт-Петербург с гуманитарной помощью.
Отсюда Даниил Аль уходил на фронт, в народное ополчение. Об этом он написал повесть «Приказа умирать не было».
«На улице я остановился и оглянулся на наш подъезд. Чувство расставания с родным домом только здесь охватило меня... Вернусь ли на этот раз? А если вернусь – увижу ли его таким, как сейчас? Кто знает. Наш район сильно бомбят. Невдалеке зияет четырехэтажный срез дома на углу Моховой. Его фасад снесло бомбой неделю назад... Громадная воронка, огороженная стойками с желтыми и красными полосами, виднеется возле дома Мурузи, на противоположном углу Литейного. На днях в девять часов вечера сюда угодила пятисоткилограммовая фугаска...» Так писатель рассказывает о том дне, когда отправился на фронт с ополчением.
В этом доме жил Семён Иванович Златогоров – микробиолог, инфекционист, эпидемиолог. В свое время он работал в противочумной лаборатории в форте Александр в Кронштадте. Еще до революции он был организатором и участником экспедиций по борьбе с чумой и холерой в Астрахань, Персию и Китай.
Его судьба сложилась трагически – в 1930 году он обследовал санитарно-эпидемиологическое состояние рабочих поселков комбината «Апатиты». Его отчет содержал очень много негативных фактов. Ученый был освобожден от всех должностей и затем арестован и помещен в «Кресты». По одним источникам – он был расстрелян в 1931 году. По другим – умер в больнице.
При создании статьи использовала материалы из книг Даниила Аля «Сквозь строй эпохи» и «Приказа умирать не было», а также цитаты из стихотворения Самуила Маршака «Мистер Твистер».