В этот музей мы с ребёнкой попали случайно. Переступив порог музея естественной истории - буквально! - мы оказались носом ко входу в еще один музей, о существовании которого до сих пор не подозревали. Военный. "Пойдём?" - без особой надежды предложила я ребёнке, в чьём персональном рейтинге музеи находятся где-то между стоматологами (которых она не любит) и рыбой (которую терпеть не может). "Пойдём", - на удивление согласилась она. И мы пошли.
В отличие от остальных музеев Кремля, льготных билетов тут нет ни для кого, но при невысокой цене это не страшно. Приложили карточку к терминалу - и все залы, анфиладой уходящие вдаль, были переданы в наше распоряжение вместе с фотозонами: кроме нас, в музее находились от силы человека три-четыре.
В названии музея я бы главным признала слово "мемориальный", хотя вещей того времени, как оружия и боеприпасов, так и предметов быта и одежды, предостаточно. Залы разделены на года, и с каждым залом мы продвигаемся через годы боёв, поражений и побед к главной Победе.
Экспозиция музея - именно тот случай, когда вещи эпохи - плакаты, оружие, бытовые мелочи, инструменты - сами рассказывают нашу историю, безмолвно и честно. Фронт, тыл, госпиталя, штабы... Дыхание той эпохи - великой и страшной - в каждом зале. Просто постойте, помолчите - и почувствуете его.
Много из выставляемых предметов привезли из походов местные поисковые отряды. Кто знает, может, хозяин их дошёл до Берлина, а может, случайная воронка стала ему могилой, без памятника и памяти, а единственный след его на этом свете - безымянного, безвестного - но не винтика - патрона, помогшего добить врага! - этом ржавый ствол пулемёта, медальон смертника или гнутая ложка...
После этого зал, посвященный Победе и ее воинам рассматривается как долгожданный хэппи-энд долгого и тяжёлого романа. При виде счастливых лиц победителей на старых фотографиях, парадных мундиров офицеров, боевых наград становится тепло на душе. Они выжили. Они дошли. Они победили. И очень хотелось верить - не только им, но и мне тоже - что ждало их дома только светлое будущее и счастливые дни...
Последние залы посвящены военкорам, художникам и моделистам, и тоже привлекают и поражают: одни своим умением несколькими штрихами передать главное, другие - точностью деталей в воссоздаваемых эпизодах тех сражений.
Рисунки карандашом были сделаны Павлом Николаевичем Старостиным, жившим и работавшим в Казани. Имеющий художественное образование, он прошел офицером всю войну и позже посвятил себя живописи, не последнее место в тематике которой заняла война, отгремевшая в мире, но не в сердцах современников, и тем более, участников...
Рекомендую ли к посещению? Однозначно. Среди гражданской Казани, города. не знавшего войны со времён Гражданки, музей этот - словно внезапный порыв ветра с дымом и пороховой гарью.
Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Роберт Рождественский. Из поэмы "Реквием".