Найти тему

Балахонов о красном терроре в осетинском селе Карачаево-Черкесии

Село имени Коста Хетагурова (быв. Георгиевско-Осетинское). Здесь и далее все фотографии автора
Село имени Коста Хетагурова (быв. Георгиевско-Осетинское). Здесь и далее все фотографии автора
Ниже приведены воспоминания красного командира Якова Балахонова об одном из фактов красного террора 1918 г. в селе Георгиево-Осетинском.

"...Учитывая пересеченность в самой местности на следующий день мы (отряд Балахонова - автор) повели наступление на с. Осетиновское. Не доходя версты три до Осетиновки был выброшен разведочный отряд под командой Никулина. На дороге был монастырь.

Древний Шоанинский храм, который расположен выше осетинского села
Древний Шоанинский храм, который расположен выше осетинского села

Когда осетины узнали, что движется отряд, они решили встретить отряд миролюбиво и сейчас же все собрались на площади и направились нас встречать. Отряд во главе с Никулиным, который вообще был парень дурковатый, открыл пулеметный огонь по мирному населению. Вся масса бросилась в рассыпную, кто куда попало. Он этим случаем воспользовался, бросился в атаку, порубил несколько человек и пулеметным огнем ранил несколько детей и женщин. Когда я подошел к монастырю, не могу понять, что в населении делается. Население превратилось в сплошной муравейник. Я бросил одну роту для выяснения. Получаю донесение, что все население бежит из селения по направлению к Теберде в горы, мы спустились в селение и что же оказалось, что тов. Никулин навел панику на селение своими бессмысленными действиями. Было предложено выдать офицеров, которые скрывались, а также сложить оружие. Оружие они отдавали с большой натяжкой. Было масса случаев, когда старики приносили кинжалы и тут же на глазах себя кололи. Все-таки пришлось их обезоружить.

Халупы у них очень большие, так что можно было разместить на ночь весь отряд. Отряд расположился на ночлег на окраине села, а артиллерия расположилась на позиции за селом. Ночью под предводительством Никулина производился грабеж осетинов. Набрали барахла около 15 подвод. Когда стали проверять, кто этим занимался, то оказалось кавалерия под командой тов. Никулина. Когда я начал убеждать - зачем они это сделали тов. Никулин заявил: "что же ты контрреволюционеров будешь защищать?". Я (Балахонов - автор) ему заявил "что же ты грабить пришел?" Я его предупредил, что если он не вернет обратно награбленное, то будете расстреляны. После были организован митинг и дело уладилось и все отобранное было возвращено населению, а оружие было изъято.

...Через 2 дня отряд начал возвращаться обратно в Баталпашинск, но по пути следования Никулин мне говорит: "хотя ты у нас забрал все барахло, но все же не целиком". И действительно у него были полны карманы золота и серебра. Наш отряд был возмущен. По возвращении отряда был устроен митинг и поставили вопрос перед ним, что же мы только будем грабить? Если мы не будем делать того, что обязаны, нас будут только гнать и нами разочаровываться. Отряд вынес постановление чтобы тов. Никулина за его действия расстрелять, для чего послать его в быв. отд. ст. Отрадная. Препроводив его в отдел, где он до расстрела был заключен под стражу, но на рассвете второго дня обманул охрану и бежал и продолжал скрываться до отступления наших частей на станцию Курсавка, где он снова показался...."

Благодарю за подписки, лайки и комментарии!