Гол Лео Месси в ворота сборной Мексики стал для гения восьмым на чемпионатах мира. Столько же забивал Диего Марадона. Символично, что это случилось почти в день второй годовщины смерти Диего. Но тот успел стать чемпионом мира. Сборная Аргентины в его время могла быть построена вокруг одного великого игрока. Но в новые времена единственная крупная звезда не способна принести титул. Сможет ли Месси вернуть нас в эпоху героев?
Кажется, она закончилась 20 лет назад. Тогда, на турнире в Японии и Южной Корее, в последний раз игрок из команды-чемпиона единолично стал лучшим бомбардиром турнира: это был Роналдо, тот самый Зубастик, который гостит сейчас в Катаре в качестве легенды, но матчи пока смотрит по телевизору из гостиничного номера (на изоляции из-за коронавируса). Приболела легенда, и вот вам еще один символ наступления других времен. Кстати, забил он тогда те же восемь мячей, только в один присест — в рамках одного турнира.
В следующий раз в лучших бомбардирах из команды-чемпиона промелькнул в 2010-м испанец Вилья, но вместе с ним по пять мячей тогда забили уругваец Форлан, немец Мюллер и голландец Снейдер. Голеадоры-конкуренты затерли маленького Давида плечами и не дали ему выбиться в цари.
И больше в ХХI веке по итогам чемпионатов мира ни лучшим бомбардиром, ни тем более лучшим игроком турнира ни разу не признавался футболист, который этот чемпионат выиграл. Лучшим игроком турнира в 2006-м, к примеру, стал Зидан — французский антигерой финала. А в 2014-м — еще один великий футболист из команды, которая уступила в решающем матче. И он по-прежнему в деле.
Но этот чемпионат мира пока похож на битву племен, впереди которых рельефно выступают их знаменитые вожаки. Месси забил в обоих матчах Аргентины, и его имя пронзительно свистит в безветренном Катаре, когда Аргентина играет. Францию вытягивает Мбаппе. За всю Бразилию по ногам получает один Неймар. А Криштиану Роналду в стиле фокусника достает из пустого момента пенальти, а жевательную резинку — известно, откуда.
Сможет ли одна из таких сборных — с героем во главе — стать чемпионом, как в те былинные времена? Потому что если ответ отрицательный, то вариантов два: либо эти сборные с героем по ходу турнира вырастут настолько, что личная роль этих героев в них уменьшится. Либо чемпионом станет команда без главного героя. Как это и происходило в последнее время.
Но если ответ положительный, то кто? Мбаппе, например, выполняет феноменальную работу на левом фланге атаки Франции. Но его игра завязана на постоянных спринтах. И в графике чемпионата мира выдавать такие игры по два раза в неделю Килиану будет трудно физически. Неймар, собравший в игре с сербами девять фолов, публикует фото опухшей до слонового размера лодыжки, и пока вообще непонятно, в каком матче он вернется. Играющая с трудом Аргентина кажется неподъемной ношей даже для такого исполина, как Месси. И чтобы разобраться, есть ли шансы у таких сборных, нам нужно хотя бы раз увидеть, как они играют и побеждают без своих героев. Пусть это будет хотя бы в форме решающих голов во вторых таймах, когда они уже будут заменены.
В противном случае командам, заточенным на игру через одну фигуру, будет сложно, если они вдруг не смогут на нее рассчитывать. И вообще сложно бороться с такими сборными, в которых, как в больших семьях, по равной ложке гениальности заботливо роздано каждому из чад: ровными и мощными командами Нидерландов и Испании.
Для сборных, которые служат пока постаментами для монументов своим героям, есть лишь одна робкая, неочевидная примета: на двух последних чемпионатах мира чемпионами становились те, кого за четыре года до этого признавали лучшим молодым игроком чемпионата. Томас Мюллер — лучший молодой в 2010-м, чемпион — в 2014-м. Поль Погба — лучший молодой в 2014-м, чемпион — в 2018-м.
Килиан Мбаппе — лучший молодой в 2018-м. Заявка на рождение нового великого героя и намек на чемпионство Франции? Или у нас все-таки есть шанс дожить до битвы исполинов уходящей эпохи — Месси против Криштиану Роналду в финале? Такое возможно только в том случае, если и Аргентина, и Португалия займут в своих группах первые места. При других сценариях они пересекутся не позже полуфинала.