Найти тему
Олег Панков

Святой апостол Филипп

(27 ноября)

28 ноября по новому стилю начинается Рождественский пост, который называют еще Филипповым постом. Связано это с тем, что накануне, 27 ноября, отмечается память апостола Филиппа, одного из двенадцати учеников Иисуса Христа. Рождественский пост не является строгим (разрешается употребление в пищу рыбы и растительного масла, кроме среды и пятницы) и завершается 7 января в день празднования Рождества Христова.

Святой апостол Филипп был родом из городка Вифсаиды. В этом же городке проживали братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, которые тоже стали апостолами. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Св. Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Часто перечитывая их и задумываясь над прочитанным, Филипп осознал, что уже настало время пришествия в мир Спасителя. Всем своим существом он возлюбил Его и стремился Его увидеть. Он еще не знал, что Тот, Кого он так жаждет увидеть, уже живет между иудеями. Тайные помыслы и желания Филиппа скоро осуществились. Иисус Христос, придя в пределы Галилейские, Сам находит Филиппа и призывает его. “Иди за Мной”, — сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он — истинный Мессия, о Котором говорили пророки, и последовал за Ним. Велика была радость Филиппа, когда он узнал, что Мессия пришел на землю и удостоил его сделаться Своим учеником. Этой великой радостью он решил поделиться со своим другом Нафанаилом, впоследствии апостолом Варфоломеем. В радостном волнении Филипп сообщил Нафанаилу свою новость. Но тот усомнился. “Пойди и посмотри”, — стал уверять Филипп. Он твердо верил, что как только Нафанаил увидит Христа и услышит Его спасительные слова, сразу же познает, что Он — истинный Мессия. Так действительно и случилось (Ин. 1, 43—49).

Став учеником Христа, Филипп, однако, не мог еще отрешиться от своих чувственных воззрений. В своем Учителе он видел только высокие человеческие совершенства, но не осознавал вполне Его Божества. Однажды, когда Христос находился по другую сторону Тивериадского моря и с Ним множество народа, более пяти тысяч человек, Он решил испытать веру Филиппа и других апостолов. Вечерело. Христос не хотел оставлять Своих слушателей и последователей без пищи в пустынном месте.

“Где бы нам купить хлебов, чтобы их накормить?” — обратился Господь к Филиппу. Господь спросил Филиппа для того, чтобы испытать его, дать ему случай осознать свое маловерие. Выслушав вопрос Христа, Филипп совершенно не подумал о всемогуществе Божьем; он помышлял только о человеческих средствах, как накормить столько народа. “Им на 200 динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось понемногу”, — ответил он. И потом с другими учениками стал просить Господа: “Отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, потому что им нечего есть”. Но Господь пятью хлебами и двумя рыбами насытил боле пяти тысяч человек. Тогда Филипп воочию убедился в величии Божьем и Его всемогуществе и укрепился в вере вместе с другими учениками Христа (Ин. 6,1—14; Мк. 6, 35—44;Мф. 14,15-21; Лк. 9,12-17). Склонность Филиппа к чувственному и внешнему выразилась в другой раз еще более резко. Это случилось незадолго пред крестными страданиями Христа, во время прощальной Его беседы с учениками. Филипп стал просить своего Учителя, чтобы Он показал им Отца Своего. “Столько время Я с вами, — с кротким упреком ответил Господь, — и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне...” (Ин. 14, 8-11).

Приняв дары Духа Святого, сошедшего на апостолов в день Пятидесятницы, св. Филипп стал проповедовать имя Христово. Сначала он проповедовал в пределах Палестины, в Галилее и Самарии. Однажды он встретил здесь женщину, несшую на руках своего умершего младенца. Она неутешно плакала и рыдала над ним. При виде неутешной матери жалость охватила Филиппа. “Встань! — сказал он, простерши руку к умершему. — Повелевает тебе Христос, Которого я проповедую”. И младенец тотчас ожил. Мать в радости припала к ногам апостола, воздавая ему благодарение за воскрешение сына. Она уверовала во Христа и просила крестить ее и сына, и св. Филипп исполнил ее просьбу. В Самарии Филипп чудесным образом крестил также Ефиоплянина, вельможу Кандакии царицы Ефиопской, хранителя всех ее сокровищ, который приезжал в Иерусалим для поклонения. И еще многих обратил он тех местах в веру Христову, после чего отправился в земли языческие.

Сначала св. Филипп прибыл в Грецию и здесь проповедовал слово Божие, исцелял больных и творил множество чудес. Однажды по его молитве с призыванием имени Иисуса Христа воскрес умерший. Это чудо привело в изумление живших там иудеев, и они недоумевали, как относиться им к проповеди апостола. Тогда они послали в Иерусалим к архиереям и князьям иудейским известие, что пришел к ним какой-то неизвестный человек, именем Филипп, проповедует имя Иисуса распятого, прогоняет этим именем злых духов, исцеляет болезни и даже воскресил умершего, а поэтому многие уже уверовали во Христа. После этого послания прибыл в Грецию из Иерусалима один из архиереев с несколькими книжниками. Архиерей этот еще и раньше негодовал на св. Филиппа за то, что его проповедь имела большой успех в Палестине. С подобающей важностью он сел на высоком судейском месте, вокруг которого столпилось множество иудеев и язычников. Привели туда и св. Филиппа. “Мало было тебе, — гневно обратился архиерей к св. апостолу, — в Иудее, Галилее и Самарии прельщать простых и неученых людей, — сюда ты пришел, к мудрым еллинам, и здесь проповедуешь свое новое учение, которому научился от Иисуса, шедшего против закона Моисеева. За это Он Сам был осужден и умер бесчестною смертью, распятый на кресте. По случаю праздника Пасхи Его погребли, а вы, ученики Его, тайно украли Его тело, на соблазн многим, и рассказали везде, что Он воскрес из мертвых...”

Услыхав такие гневные слова архиерея, народ сразу заволновался. “Что ты ответишь на это, Филипп?” — зашумела нетерпеливо толпа. И, как это всегда бывает в больших сборищах, начали, не дождавшись ответа апостола, спорить о нем. Одни из них требовали тотчас предать смерти Филиппа, другие настаивали на том, что нужно отвести его на суд и казнь в Иерусалим. Между тем Филипп, выждав, когда шум несколько утих, заговорил, обратившись к архиерею: “Напрасно ты любишь суету земную и говоришь ложь! Отчего окаменело так сердце твое, что ты не хочешь признать истину? Не сами ли вы положили печати на гробе и не сами ли приставили к нему стражу, а когда Господь наш воскрес, не разрушив печатей, не вы же ли дали тогда золота воинам, чтобы они солгали, будто во время их сна Его, мертвого, украли ученики Его? Как же не стыдишься ты теперь лгать? Самые печати ваши свидетельствуют истину воскресения Христа и обличают ложь вашу, они будут вашими обличителями и в день воздаяния”. Архиерей, обезумев от гнева и ярости, вскочил со своего места и бросился на апостола, чтобы своими руками умертвить его. Но внезапно в ту же минуту ослеп и весь почернел. Однако народ в большинстве верил словам архиерея, и это чудо многих не вразумило. Некоторые из присутствовавших подумали, что это было делом волхования Филиппа, и хотели его как волхва тут же убить. Тогда произошло другое, еще большее чудо. Со всеми, кто бросился схватить апостола, сделалось то же, что и с архиереем, и в то же время сильно заколебалась вокруг земля. Тогда все познали великую силу Христову и затрепетали от страха и ужаса. При виде бедственного положения ослепленных — и духовно, и телесно, св. Филипп прослезился и стал молить Бога даровать им исцеление и просветить их ум и сердце. По молитве апостола, тотчас все прозрели. После этого чудесного исцеления почти все множество бывших там людей уверовало во Христа. Только архиерей был так озлоблен, что и после наказания не старался и не хотел признать истину. Он еще более стал раздражаться на апостола и начал даже поносить Христа. Тогда его постигло еще большее наказание. Внезапно разверзлась земля, и он исчез в ее недрах. Крестив после этого уверовавших во Христа и поставив там епископа, св. Филипп благовествовал слово Божие и в других городах и селениях Греции.

Позднее он просветил верой Христовой многие города Эфиопии, Аравии и Сирии. Пройдя всю Сирию и верхнюю Азию, св. Филипп пришел в Лидию и Мизию, области Малой Азии. Там присоединились к нему его сестра девица Мариамна и св. апостол Варфоломей. Вместе они прошли с благовестием все города Лидии и Мизии. Много страданий претерпели проповедники Христовы: их неоднократно избивали, побивали камнями, и заключали в темницы. Но благодать Божия сохраняла их живыми и невредимыми, и они с ревностью продолжали проповедовать имя Христово.

Апостол Филипп закончил свой земной путь во Фригийской стране (находится на территории совр. Турции). Его распяли вместе с апостолом Варфоломеем. Когда распяли св. Варфоломея, произошло внезапно сильное землетрясение, земля разверзлась и поглотила местного градоначальника, жрецов и множество неверующих. Оставшиеся в живых, и верующие, и язычники со слезами просили апостолов о помиловании. Они поспешно бросились снимать с креста распятых. Св. Варфоломей повешен был не высоко, и его скоро сняли. Но св. Филиппа, которого повесили на кресте очень высоко, никак не могли снять, и Господу было угодно, чтобы он так и окончил земную жизнь. Вися на кресте, св. Филипп обратился к Богу с горячей молитвой, чтобы помиловал его врагов, отпустил им грехи, просветил их ум к познанию Его, истинного Бога. По молитвам апостолов земля возвратила из своих недр всех, кроме градоначальника и жрецов, и тогда все единодушно исповедали Христа. После этого св. Филипп предал свой дух Богу, и его, уже умершего, сняли с креста. Св. Варфоломей и сестра почившего апостола Мариамна с честью похоронил тело св. Филиппа.

Спустя три дня на месте казни апостола выросла виноградная лоза, как чудесное подтверждение его святости и богоугодности страданий за Христа. Мощи апостола Филиппа находятся в настоящее время в Риме, в храме св. 12 апостолов (память празднуется св. Церковью 14 ноября, 27 по новому стилю).

Дорогие братья и сестры!

Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.

Помогай нам всем Бог!