19. Александра и её история
Третья по счёту сессия по её запросу была посвящена отношениям с отцом. Две предыдущие она «зализывала раны» и восстанавливала силы. Психолог, которого выбрала пролистав пару десятков анкет на сайте профессионалов, говорил одухотворяющие слова. Он давал конкретные задания, после выполнения которых Александра почувствовала улучшение состояния.
- Психиатр вчера отменила приём антидепрессанта,- поделилась она в самом начале консультации после традиционного обмена любезностями, - поэтому я решилась…
Она выдохнула и вместе с углекислым газом улетучилась её решимость. Секунды побежали за секундами, пауза затянулась. Она представила себя на сцене, забывшей реплику актрисой. Ей требовалась помощь суфлёра и, словно прочитав мысли, психолог сказал:
- На что ты решилась, Александра?
- Поговорить про отца, - сглотнув комок в горле и не сдержав набежавшие слёзы.
Мужчина мягко улыбнулся с экрана. Ей был удобен онлайн формат, хотя иногда хотелось реального присутствия специалиста в паре метров, а не на столе в виде говорящей и сочувствующей головы.
- Давая я уточню, - произнёс психолог, - ты хочешь поговорить об отце, но цель нашей терапии остаётся прежней?
- Да, - она кивнула, промокнув слёзы бумажным носовым платочком.
- Прежней, это какой?
- Отношения, - отозвалась девушка, - здоровые отношения с мужчинами, с мужчиной, - она хохотнула нервно, - мне одного достаточно.
Тогда, что-то записав в тетрадь по свою сторону экрана, мужчина уточнил:
- А какая взаимосвязь между твоими отношениями с отцом и качеством отношений с мужчинами?..
20. Ольга и её история (продолжение)
- Сначала, не помню сколько месяцев, всё шло ровно. Муж выпивал, как все. Меня совершенно не беспокоило. Наверное, опьянела от свободы, вырвавшись из под крыши отцовского дома. Опьянела от… - Ольга замолчала, ужаснувшись пришедшей в голову мысли, - я ликовала от ненависти к отцу, думая, что победила его, поступила ему назло. Он ведь был против моего мужа. Он и мать науськал со мной поговорить. Но я его, и тем более её, слушать не хотела. Я хотела сделать ему больно, задеть, доказать, отстоять себя…
«Отстоять себя», - отчётливо громыхнуло в голове психолога, словно удар гонга в финале знаменитой богемской рапсодии группы «Queen». Моментально всплыло пару лиц других клиенток, моложе. Они произносили слово в слово: «Отстоять себя». Мужчина быстро зажмурил и раскрыл глаза, вернул фокус внимания к рассказу Ольги.
… Она же говорила быстро-быстро, торопясь куда-то, будто убегая от зубастых гончих по следу. Позже они поговорят о её ощущениях в процессе рассказа и выявят страх перед отцом (но он ведь умер больше десяти лет назад!?), прячущийся за ложный стыд перед ним же (разве можно такое про отца?!):
- Когда муж ударил меня первый раз, то я и не заметила, - вспоминала она торопливо, - с кем не бывает, с кем? Сейчас понимаю, ошибалась. Тогда думала, все так живут. Спасибо отцу за науку, - смешок, - потом он выпивши кинул в меня книгой. Ума не приложу, откуда она у него оказалась. Учебник по физике, как сейчас помню. Аааа, наверное, точно! Он пытался поступить, повысить образованность, кретин!
Ольга со смаком начала поливать грязью бывшего мужа, психолог вернул сессию в конструктивное русло, задав вопрос. Рассказ женщины поспешил далее:
- Почему я не ушла тогда?..
Она не хотела показать отцу его правоту.
- Да, сейчас понимаю, что гордыня, гордыня меня обуяла, - с горечью произнесла Ольга, - но, по сути, как я могла уйти к родителям, вернуться к ним? Я пыталась обустроить быт с мужем, наладить отношения. А он! Он ведь меня по спине как-то черенком от лопаты ударил. Я даже в больнице лежала. Но не настучала на него. Пожалела… Но ребёнка я ему не прощу! Никогда не прощу!..
(Покупая книгу в интернет-магазинах Вы помогаете автору создавать новые помогающие окружающим людям проекты, спасибо).
P.S. Истории реальные, хотя данные каждого персонажа изменены и дополнены деталями иных, но похожих характеров и судеб.
Автор: практикующий психолог Пётр Галигабаров, автор книг, член АКПП (г. Санкт-Петербург)