Найти тему
Наталья Баева

Эфирные эльфы Вишнёвого сада

Был такой скомороший диалог неизвестного автора:
- Жил наш барин во Париже.
-Может, ближе?
- Нет, в Париже.
А теперь он - боже ж мой, -
Возвращается домой.
Потому, что капитал
До копейки промотал.

Примерно это и произносит Ермолай Лопахин , разве что не в рифму. Ему, бывшему крепостному господ Раневских, всё это было бы смешно, если бы он не любил эту нелепую, но такую добрую барыню.

Для Любови Андреевны деньги никогда не были главным в жизни. А если не говорить высокопарно - она ими просто сорила. Муж у неё умер от пьянства, сынишка утонул... Утешилась с новой любовью - так и любовник позволил ей увезти себя в Париж, поухаживать за собой - а потом обобрал её до нитки и бросил. А у неё ведь ещё и семья: и дочь родная, и дочь приёмная, и брат. Вот и возвращается в разорённое имение - дома и стены помогают.

-2

Но дом - это не только стены, это и родные, и слуги, и просто знакомые, и гувернантка, и учитель... Все говорят о своём, все спешат рассказать о себе, и только Лопахин - о деле. О том, ради чего он и приехал. Имение заложено, надо его спасать, надо, чтобы оно приносило доход.

Парадокс: Нежные - возвышенные - презирающие всё материальное Раневские - предельно эгоистичны. Ничто не должно нарушать их светлой грусти, ничто не должно мешать их сладким слезам от встречи с Домом, садом, старым шкафом. А Лопахин, этот буржуй, этот хапуга - наживала, оказался единственным в толпе эфирных эльфов, кто думает не о себе. От его речей здесь готовы заткнуть уши - а он терпеливо объясняет, что земля должна работать.

Раневская - Алла Демидова, Лопахин - Владимир Высоцкий
Раневская - Алла Демидова, Лопахин - Владимир Высоцкий

Старый сад уже не даёт урожая. Пора его вырубить, настроить дач, и сдавать на лето. Затраты окупятся за сезон, дальше - чистый доход. Вполне реально. Но Раневская слышит только: "Вырубить сад". Сад её детства, её светлый рай...

-4

И её брат Гаев возмущён: "Мужик не понимает красоты!"
Лопахин даже не обижен - удивлён. Вот в прошлом году он хорошо заработал на маке - но разве подсчёт будущих барышей мешал ему любоваться маковым полем? Чего он не понимает? Но вам же нужны деньги?

Нет, Гаев в свои пятьдесят знает лишь один способ добычи денег: попросить у богатой тётушки.

Даже не сообразишь, где в этой "комедии" положено смеяться. Над господами, которые считают ниже своего достоинства хоть что-нибудь УМЕТЬ? Ах да, они же умеют ЛЮБИТЬ!

У Чехова это даже не сарказм - просто зарисовка, вполне достаточная, чтобы понять, почему дворянство сошло с о сцены. Не в театре - в жизни.

Можно считать, как это полагалось в советской школе, что "новые хозяева жизни ещё хуже старых", что для купца Лопахина деньги - это всё, а дворяне, отшлифованные культурной традицией, умели так тонко чувствовать, и вообще ценили красоту. Можно. Но почему бы не вспомнить о том, что сад-то выродился? Да, цветёт, но кроме красоты - ничего. Символ прошлой жизни, ещё живой, но уже неплодоносной.

И почему бы не подумать о мотивах Лопахина? Когда ехал сюда, он не знал, когда именно имение пойдёт с молотка, и уж тем более не планировал купить его сам. Его единственным желанием было - помочь барыне, которая жалела его, забитого мальчишку. Добрые слова говорила, кровь из разбитого носа однажды отмыла. Благодарность для него - не пустой звук. А кому благодарна нежная барыня, способная просто забыть старого слугу в заколоченном доме?

-5

Этот слуга - Фирс, лицо, как будто, не действующее, говорит он немного. Он - принадлежность дома, деталь обстановки. Никакой своей жизни - все свои девяносто лет он жил жизнью господ, и сейчас, глядя на них, плачет от умиления. Если и вспоминает о прошлом, так о "несчастье". Несчастье для него - ВОЛЯ! Для него естественно - принадлежать. Господам. Как от бога заведено.

И снова на сцене многоголосый хор, в котором никто не слышит никого.

Но вот ещё человек, который говорит не о себе - Петя Трофимов, бывший учитель сына Раневской. Был милый студентик, а теперь он - облезлый, подурневший вечный студент. Говорит о всеобщей необходимости много работать. Тогда люди, живущие своим трудом, будут честными. А то вот интеллигенция ни на что не способна. Лопахин нашёл собеседника? "Я вот много работаю, да честных вокруг мало"... Но нет, и Петя озабочен далёким будущим - а не сегодняшним днём.

Николай Подгорный в роли Пети Трофимова
Николай Подгорный в роли Пети Трофимова

Сегодня имение будет продано с торгов. И сегодня в имении... бал! На деньги, присланные тётушкой, приглашен оркестр, и под красивую музыку Раневская красиво страдает, что без сада её жизнь потеряет смысл. Любовник зовёт её снова в Париж, кается, что обобрал, но уже растратил - жить не на что... а у неё же теперь есть пятнадцать тысяч, присланные тётушкой. Поедет. Ведь любовь - это жизнь. Петя этого не понимает? Урод! Не столь уж важно, любят ли тебя - надо самому любить!

-7

Но вот - появляется Лопахин, сконфуженный - но счастливый: имение купил он! Он превратит этот уголок в золотое дно!

-8

"Хищник!" - презрительно бросает ему Петя, и тут же оговаривается, что у этого хищника тонкая, нежная душа...

"Здравствуй, новая жизнь" - восклицают Петя и Аня, собираясь "идти в первых рядах к высшему счастью". В революцию? Возможно. Разве не мечтали о новом строе те, кто не смог найти себе места в жизни при старом? Как любоваться Петей, если он уже облезть успел, а диплом ему всё никак не получить? В его необыкновенность может верить наивная девочка Анечка - но не зритель. И не автор.

-9

Впрочем, если не считать аксиомой то, что "будущее светло и прекрасно", тогда да - перед нами три поколения хозяев России. Прошлое, настоящее и будущее.

Деньги - мерило, сила, цель и смысл.

Такой виделась Чехову реальность, ему современная. Но ведь это и наша современность! А является ли она идеалом, целью и высшей точкой развития человечества - это решать нам и нашим детям.