Найти тему

Турук-Хая. Почему эта скала так популярна у жителей Якутска?

804 прочитали

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга. Булуус (ссылка в конце поста) - между Качикатцами и следующей деревенькой Кысыл-Юрюйя. Дальше - Кердем, историческая столица этой долины, заслуживающая отдельного, и вот между Кердемом и Тит-Эбэ дорога пересекает речку со звучным названием Лютенга - как и Буотама, испокон веков она славилась выходами железной руды, из которой якуты делали в сыродутных печах болгуо - весьма качественную по тем временам крицу.

На этой крице и держалось их господство в тайге: самым чтимым обитателем любого якутского селения считался даже не шаман, а кузнец. Долины от Ленских столбов до Лютенги были центром якутской металлургии, и даже с приходом русских здешнее железо ещё долго не уступало по качеству привозному и явно превосходило то, что пытались выплавлять на новом месте русские мастера. В 1733-53 годах ниже по Лене даже работал Тамгинский железоделательный завод, снабжавший экспедицию Беринга, и лишь открывшийся под неё же Якутский тракт наполнил землю Саха привозным железом с уральских заводов.

Так что Лютенга - не простая река, ну а нам важно не проскочить первый за ней (если ехать на север) поворот, отмеченный лишь тусклым самодельным указателем.

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.

Сносная в общем грунтовка явно уходит в тайгу далеко, но в паре километров от трассы оснащена куда более заметным указателем на скалу Турук-Хая. Туда мы заворачивали уже на обратном пути, а потому не удивляйтесь закатному свету.

За поворотом - снова парковка, забор и касса с билетами по 250 рублей, которую без труда можно обойти по лесу. Как и на Булуусе, лес за кассой прибран и оснащён лавочками, а хозяева понаставили аляповатых инсталляций, которые, наверное, очень популярны у молодожёнов из Якутска:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-2

За лесом - край обрыва, и птицы носятся вровень глаз. Заснять их нелегко, так что вот - деревянная птица:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-3

Птицей отмечен и алтарь из нескольких сэргэ (ритуальных коновязей), на бетонной площадке которого явно разводят ароматно-дымные травяные костры во время алгысов (обрядов):

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-4

Идиллию дикой природы, впрочем, слегка нарушает индустрия: местное железо теперь достояние музеев, а вот известняком и гипсом долина Самартай славится на всю Якутию. По обеим берегам Лены, по низинам и сопкам разбросан десяток карьеров, поставляющих сырьё в Мохсоголлох:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-5

С Турук-Хаи как на ладони сам процесс дОбычи:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-6

Само же название горы не имеет никакого отношения к леоноптериксам с планеты Пандора и переводится с якутского как Отвесная скала:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-7

Хотя по карте Якутия кажется довольно гористой, да и Лена течёт мимо бесчисленных крутых скал, совсем не очевидно, что немалую часть Республики Саха занимает Центральноякутская равнина, в нашей Стране Великих равнин если не третья по величине, то уж точно входящая в пятёрку. До Ленских столбов и утёсов ещё надо доплыть, а для простого жителя Якутска скала в сотне километров от города - зрелище почти такое же необычное, как и для москвича:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-8

Турук-Хая обрывается к мазутно-чёрной воде стариц Лютенги:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-9

И пока Наташа осталась наверху любоваться тайгой, я полез вниз посмотреть на обрывы:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-10

Фотографиями наподобие моего кадра выше Турук-Хая обычно представлена в путеводителях, а вот желающих увидеть её такой, судя по всему, немного - тропа внизу узкая, каменистая и заросшая:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-11

Пройдя самые неудобные места, я было расслабился - и тут же споткнулся о какую-то ветку, влетел руками в шиповник, а коленкой упал на острый камень, разодрав штаны и кожу. Было, впрочем, не столько больно, сколько страшно - оценить степень повреждения коленки я смог, лишь поднявшись, а перспектива оказаться на одной ноге в безлюдном овраге, из которого и крик-то наверху еле слышен, не радовала.

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-12

В итоге нога болела сильно, но лишь первый вечер. Пройдя понизу пару сотен метров, я вылез обратно на благоустроенный верх по крутым осыпям, цепляясь за камни и корни:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-13

Едем дальше вдаль от Лены. По пути - ещё один затопленный карьер:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-14

Дорога пересекает его насквозь, но для многих местных этот карьер сам себе достопримечательность - по выходным на его берегах возникают спонтанные пляжи:

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-15

За карьером же в пейзаж вторгается совсем уж потрясающая сущность - железная дорога. Это АЯМ, Амуро-Якутская магистраль, начатая близ Сковородино даже чуть раньше Байкало-Амурской - участок АЯМа до Тынды теперь известен как Малый БАМ. К 1985 году линию дотянули до шахтёрского Нерюнгри, к 2004 - в Томмот на пол-дороги до Якутска, ну а здесь железная дорога строилась почти параллельно реконструкции трассы "Лена".

В линейном мире меж осей реки Лены и трассы "Лена" расстояния удобно измерять поворотами к селениям, стоящим через 6-7 километров друг от друга.-16

Первый грузовой поезд прибыл в Нижний Бестях в 2013 году, и лишь в 2019-м очень нехотя открылось пассажирское движение. Но сказать, что АЯМ для Якутии значит многое - не сказать ничего: впервые в истории Якутска сюда стало возможно возить круглый год крупные партии груза.

См. также:

Ледник Булуус в начале июля.