Найти тему
Пушкинский музей

Музыкальный фестиваль «Искусство перевода». Директор МАСМ Виктория Коршунова, пианист Михаил Дубов и композитор Николай Попов

С директором Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Викторией Коршуновой, пианистом Михаилом Дубовым и композитором Николаем Поповым беседует музыковед Фёдор Софронов.
18 декабря Московский ансамбль современной музыки выступит в Итальянском дворике Пушкинского музея в рамках музыкального фестиваля «Искусство перевода». Билеты и вся информация на сайте музея.

Фёдор Софронов: В программе нынешнего фестиваля «Искусство перевода» немало экспериментов и Ваш концерт – яркий тому пример. Во-первых, к живому звуку добавляется электроника, во-вторых, музыка соединяется в этом концерте с видеоартом. Что интересного Вы находите для себя в этом новом проекте?

Директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Виктория Коршунова
Директор Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) Виктория Коршунова

Виктория Коршунова: Наша программа, действительно, в какой-то степени экспериментальна — в «Знаках Зодиака» Штокхаузена помимо акустических инструментов используется электроника, но экспериментальность заложена в самом произведении — композитор не обозначает в партитуре конкретные инструменты, давая большую свободу для интерпретации. А зная об увлечении Штокхаузена электронной музыкой, ее использование в программе, наряду с акустическими инструментами, абсолютно уместно. Мы решили чередовать пьесы из «Макрокосмоса» для фортепиано и «Знаков Зодиака» (флейта, арфа, баян, скрипка, электрогитара, виолончель, ударные, электроника), сформировав три блока. Ну, а в конце программы солисты МАСМ исполнят грандиозное произведение Крама «Голос кита».

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Михаил Дубов (фортепиано)
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ). Михаил Дубов (фортепиано)

Михаил Дубов: Я позволю себе возразить Вике — в наше время сочетание музыки живой и электронной, соединение с видеоартом уже давно не эксперимент. Скорее, это подчеркивает уже состоявшееся возвращение в более объемную среду существования музыки из ее «филармонической изоляции». В предстоящей программе представляют интерес качество и количество «вольностей», которые позволят себе ее создатели во взаимоотношениях с авторскими замыслами, ведь сегодняшний арт-ландшафт во многом определяется именно этим.

Николай Попов (электроника)
Николай Попов (электроника)

Николай Попов: Все-таки, концерт интересен тем, что изначально чисто акустические пьесы становятся основой для мультимедийной программы. В процессе работы над этим проектом сложилась определенная последовательность пьес Штокхаузена, с которыми я работаю как композитор. Пьесы написаны для любого мелодического инструмента или произвольного их состава, и это дало нам возможность не только инструментовать их для ансамбля, но и обрабатывать электронными средствами звучание ансамбля в реальном времени. Таким образом, электронное звучание инструментов будет сочетаться с их живыми тембрами, а также с визуализацией и световой партитурой. Поэтому мне этот проект интересен именно идеей расширения текста Штокхаузена, перевода его на язык новых медиа.

Ф.С.: В Вашем концерте ясно прослеживается тема диалога человека и природы, земного и небесного. Какой смысл Вы вкладываете в раскрытие этой темы?

В.К.: Концепция программы — это путь от небесного к земному и фундаментальному. По сути это поиски гармонии Мира…

Н.П.: И к этому я хочу добавить, что искусство вообще изначально поднимает тему двух полюсов — человека и космоса со времен звучащей Вселенной Пифагора. И я в своем творчестве тоже затрагиваю именно эту тему разноликого космоса, который окружает человека. Сама программа концерта выстроена таким образом, что человеческая душа постепенно движется от одной стихии к другой.

М.Д.: В этой теме человек выступает традиционно мятущимся, опасным и даже деструктивным началом; возможно, лучшее, что он может предпринять, – избавиться от своего «Я», ощутив бесконечность универсума. Здесь очень существенен вопрос восприятия шкалы времени: настроившись на нужные частоты, исчисляемые миллионами лет, душа покидает «оковы сознания», вплетаясь в континуум природы, мира и Вселенной.

Ф.С.: Каким Вам видится развитие концертов современной музыки в Итальянском дворике? Как, по-вашему, она слушается в «сакральном» пространстве, среди шедевров Донателло, Микеланджело и других?

В.К.: Для нас это естественная «среда обитания». Что тогда говорить о многочисленных фестивалях и концертах современной музыки, которые на Западе в большом количестве проводятся в церквях? У МАСМа большой опыт исполнения произведений современных композиторов в галереях, музеях, выставочных залах, в которых совсем не обязательно экспонируется новое искусство. При выборе программы нужно, прежде всего, руководствоваться акустическими и пространственными возможностями площадки, пониманием, какая сюда приходит публика. На «Декабрьских вечерах» 2021 года звучало много современной музыки, и, судя по количеству зрителей, можно уверенно сказать, что музыка ХХ и XXI веков достаточно востребована и актуальна сегодня.

Н.П.: Наш проект призван показать, что Итальянский дворик — не просто подходящее, но желанное место для эксперимента. С помощью световых решений, пространственного расположения живых музыкантов и средств звукоусиления электронной фонограммы мы стремимся подчеркнуть его уникальную архитектуру, в буквальном смысле слова высветить наполняющие его шедевры. С этой точки зрения мы бы хотели продолжения светомузыкальной интервенции в «сакральное» музейное пространство.

М.Д.: Современная музыка многолика и многообразна. Поместить ее в пространство «музейной сакральности» — хорошее для нее испытание (что-то в духе Марселя Дюшана). Возможно, опусы, прошедшие через это «чистилище», будут чувствовать себя уже иначе. Для публики же напряжение, создаваемое разнополярными эстетическими потенциалами, создает ощутимую эксклюзивность ситуации «здесь и сейчас».

-5