Найти тему
Русский Код

Технопарки — как новый социальный лифт в IT-индустрии.

Технопарки, IT-кубы, кванториумы и прочие названия одного и того же — явление в образовательно-технологической индустрии весьма недавнее. Буквально несколько лет назад мы могли довольствоваться лишь академгородками при институтах в некоторых регионах, но уже сейчас, практически во всех субъектах нашей страны, имеется хотя бы один образовательный технопарк.

Но феномен технопарков в сфере IT-образования среди уже бывалых(и не только) работников индустрии весьма противоречивый. Кто-то из них всеми руками за, считая, что индустрии нужны централизованные кузницы специалистов современных профессий, а кто-то ярый противник, считающий, что только книги Кнута воспитают профессионалов.

Так или иначе, я бы хотел представить свое видение этого феномена и предложить концепцию в которую он может вырасти в дальнейшем. С этим мне поможет мой 3-х летний опыт обучения внутри стен технопарка «Кванториум» и мой юношеский максимализм, с щепоткой подростковой дерзости. Приступим. 

Автор статьи - Александр Кувалдин
Автор статьи - Александр Кувалдин

Кто такие ваши технопарки?

Сами технопарки трансформировались и обрели свою новую образовательную функцию в недалеком прошлом. Ранее же, концепция технопарков подразумевала скорее промышленное производство каких-либо технологических продуктов, чем несла образовательный характер.

Сейчас же они - полноценные учреждения, чаще всего детского дополнительного образования, которых развелось как грибов осенью. Только Кванториумов, по данным на ноябрь 2021 года в России более 135 штук, а IT-кубов более 70-ти. И до 2024 года их количество планируют увеличить в разы.

АРТЕК /Республика Крым/, 12 ноября. /ТАСС/. Детских технопарков "Кванториум" в России к 2024 году станет больше в два раза - почти 360, а количество центров цифрового образования детей "IT-куб" вырастет почти в три раза, сообщила генеральный директор АНО "Национальные приоритеты" София Малявина в пятницу, общаясь с финалистами Всероссийского конкурса "Большая перемена".
"У нас уже 135 "Кванториумов", а к 2024 году будет почти 360. От 10 до 17 лет школьники могут поступить и прокачать у себя навыки, делать проекты. Еще один формат - [центры цифрового образования] "IT-кубы", их 71 и будет почти в три раза больше к 2024 году", - сказала Малявина.
Она отметила, что сейчас в России создается многогранная система образования, которая позволяет сделать так, чтобы "как можно больше ребят присоединялись и занимались проектной деятельностью".

Но почему же такие амбициозные планы на развитие образовательных технопарков ставит перед собой государство?

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, я считаю необходимым большими мазками описать какая ситуация складывается последние несколько лет на поприще технологического, так скажем «айтишного» образования в России.

Почему школа — моветон в IT?

Прежде всего - это школа. Уже ни для кого не секрет, что школьное образование в России явно катиться куда-то не туда, но больше всего это разумеется заметно конкретно в области IT. Даже в продвинутых школах крупных городов уроки информатики, мягко скажем, далеки от идеала. И речь даже не о вечной тираде «Нужно ли преподавать Pascal? А может Python? А может лучше <вставьте ЯП>», нет. Хоть мне конечно и есть что вкинуть в этот вечно пылающий кратер Дарваза, но этот вопрос чересчур дискуссионный и тянет на отдельную статью. Я бы хотел остановиться, на мой взгляд, главной проблеме как уроков информатики, так и уроков в школе в целом - это отсутствие практики.

Сейчас, фактически все получаемые знания на уроках в школах, представляют из себя иллюзорные и сугубо теоретические абстракции. То самое отсутствие регулярной практики очень пагубно сказывается на общих навыках ученика. Да и что уж говорить, я уверен, что многие из читателей и сами не раз встречали «отличников» по информатике, которые без проблем решают длиннющие примеры на листочках, но вот банальная установка Windows с флешки для них оказывается непосильным испытанием. И если в каких-то сферах прикладная интерпретация изучаемого предмета не так уж и необходима, то для IT это не прокатит.

К огромному сожалению, иногда практики на уроках информатики оказывается не то что мало, ее вообще не оказывается. Часто можно встретить занятия, особенно в провинциальных школах нашей необъятной, на которых дети и вовсе не притрагиваются к компьютеру. Это может быть следствием отсутствия компьютеров как таковых, их чересчур «ретро» состояния, или маразма учебных программ и учебных процессов, в которых компьютер изучается лишь по картинкам. Так или иначе, грустных сценариев еще уйма, и все они зависят от конкретно взятых школ в конкретных местах. Но факт остается фактом - даже приставка «инфотех» к классу в школе, далеко не всегда означает наличие более-менее углубленного изучения информационных технологий в нем.

В этом смысле вполне разумно возразить, что школа дает общую базу знаний, она не должна взращивать узких специалистов в узких сферах, а лишь служит местом социализации и тем, что сейчас принято называть «местом общего развития». И это абсолютная правда. В школе не обучаются лишь будущие айтишники, и угодить на образовательные запросы каждого в ней просто невозможно. Школа скорее должна помогать ученикам попробовать себя в разных сферах, чтобы они определились с чем в дальнейшем хотят связать свою жизнь, и исходя из этого выбрать нужный университет.

И вот именно на всех этих болевых точках стандартной системы образования и сыграла концепция дополнительного образования, а в частности технопарков, кванториумов и IT-кубов. Там, где «рынок» школьного образования ничего не может предложить, технопарки предлагают, и еще как. Сама структура работы детских технопарков устроена совсем иначе, чем школьная система. Экспертно я могу говорить лишь про кванториумы, так как имею большой багаж опыта взаимодействия именно с ними, но в общих чертах основные идеи, тенденции и процессы кванториумов, о которых пойдет речь ниже, сохраняются и в других недавно озвученных заведениях.

Основные преимущества

Прежде всего, это конечно специализация. В кванториумах специализация происходит на первоначальном этапе поступления. Предполагаемая идея - ты уже выбрал в чем хочешь развиваться внутри наших стен. Главными направлениями, а на кванторианском - это квантумы, служат прежде всего:
— «IT-квантум» 
— «Промдизайнквантум» 
— «Наноквантум» 
— «Промробоквантум» 
— «Аэроквантум»
— «VR/AR-квантум»
— «Медиаквантум»
— «Хайтек квантум»
— «Геоквантум»
— «Космоквантум»
— и прочие, в зависимости от региона и кванториума в нем.
Сразу в глаза бросается количество этих направлений, а главное - их сравнительная узконаправленность. Такие градации направлений присуще не только кванториуму, но и многим другим технопаркам, а вот школа, к сожалению или к счастью, зачастую может похвастаться лишь «инфотехом», «биохимом», «физматом» и «соцгумом», которые обычно появляются в средних или старших классах.

Второе существенное преимущество — сочетание теории с практикой. Если вся система школьного образования зиждется исключительно на теории, то есть — «семь раз отмерь, и еще один раз отмерь», то идея кванториумов - «сразу в бой, потом поймешь». И на мой взгляд, такая концепция изучения теории, которая предполагает непосредственно в процессе реализации практического проекта, постигать теоретическую матчасть, вполне себе дает нужные плоды. Ведь в подавляющем большинстве реальных и живых проектов, за реализацию которых ты можешь взяться, никому не будет дела до твоего превосходного, глубочайшего погружения в тонны учебников. Ты или можешь делать и делаешь, или нет и до свидания.

Кстати, говоря о практике, важно затронуть и проблему ее доступности. В IT-индустрии полно узких(и не очень) направлений, в которых порог входа крайне высок даже с экономической точки зрения. Часто, банальное наличие сносного компьютера, уже вызывает проблемы у огромного числа желающих получить какие-то скиллы в IT. И если подобные трудности порою удается хотя бы частично решать в каких-то сферах, как например случилось со Святым Граалем всех разработчиков в сфере ИИ - Google Colab, то вот например попрактиковаться в робототехнике без самих роботов, крайне проблематично. Именно тут опять на помощь и приходят технопарки. Их структура финансирования направлена на регулярные закупки дорогого, а главное вполне актуального в индустрии оборудования, которое и помогает прибывшим ученикам получать опыт работы с настоящим «железом». Именно в кванториуме, благодаря «нескончаемому потоку муниципальных денег», я самолично смог попрактиковаться с множеством такого оборудования, которое я бы застал воочию лишь на реальном предприятии, работая в нем. И чем раньше каждый сможет получить реальный опыт работы с профильным оборудованием в желанной для него сфере, тем проще ему будет освоиться с ним уже будучи трудоустроенным в реальной технологической компании.

Третье преимущество - это «плавающая», адаптирующаяся под рынок программа обучения. В нашу эпоху невероятно быстрого развития прогресса, слишком уж сильно устарел подход бесконечного изучения запылившихся талмудов. В конечном итоге, ты можешь оказаться на обочине индустрии, но зато с совершенным знанием какой-то устаревшей технологии. Так что, технопарки предусмотрительно используют концепцию ежегодно сменяющихся образовательных учебных программ, которые регулярно формируют сами педагоги. Это позволяет держать в курсе дел рынка IT не только учеников, но и самих преподавателей. Так как ситуации, при которой педагог из раза в раз годами читает одинаковый, уже монотонно зазубренный текст, без какого-либо энтузиазма в глазах, не возникнет.

Ну а наконец четвертый плюс - это разумная свобода. Технопарки лишь поощряют индивидуальность каждого ученика. У них нет цели уравнять всех под одну гребенку, чем к сожалению с завидной периодичностью грешит школа. Технопарки наоборот стараются развивать в учениках собственную инициативность и предприимчивость. Хочешь сделать свой оригинальный проект — пожалуйста. Нужно докупить необходимые комплектующие для реализации твоей идеи - устроим. Хочешь взять оборудование домой и успеть доделать проект за выходные - милости просим. Вся эта открытость системы к ученикам и работающие договоренности с ними, как раз и позволяют не остаться интересным задумкам выцветать на бумаге в шкафу.

Почему такой запрос на технопарки?

Если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно. Так кому же нужны технопарки? Зачем государству инвестировать столь серьезные деньги в них, когда эти же деньги можно инвестировать в школу?

Ответ на эти вопросы уже был частично дан ранее. На мой взгляд, все дело в радикальном отличии школьной системы от системы технопарков. Школа — институт широкого, «общего образования». Технопарки же — институт узконаправленный, крайне практикоориентированный.

Школьная система — это как древний legacy код. Он вроде и работает, но только через раз-другой, с определенными параметрами, а главное в нем вагон и маленькая тележка багов, которые уже никто не знает как и фиксить, да и починка всего этого «велосипеда без руля» обойдется в крайне существенную копеечку. В таких тяжелых ситуациях решением обычно служит снос всего под ноль. Но, «сносить нельзя помиловать». Так что часть разработчиков решили перейти на другой проект — с новомодной микросервисной архитектурой, с современными инженерными практиками и на «зумерском» ЯП'е, то бишь — перешли на технопарки.

Не подумайте, я не считаю технопарки чем-то поистине идеальным, они вообще не лишены минусов. Как минимум, подавляющее большинство технопарков находится в полном государственном контроле, а следовательно, имеют все проблемы термина, именуемого мною как «муниципальщина».

«Муниципальщина» — комплексный, собирательный образ всех проблем, которыми обладают государственные муниципальные учреждения. Например, маразматическая подотчетная бухгалтерия, коррупция, кумовство и так далее.

Я лишь хочу сказать, что теория — может существовать и без практики, а практика без теории — существовать не может. Следовательно и ценится практика рыночно больше, чем сухая теория. И именно из-за этого государство имеет такой большой запрос на развитие технопарков и проектной деятельности у подростков в целом. Ведь всегда приятнее вкладывать время и ресурсы туда, где результат можно так или иначе «потрогать ручками», а не посмотреть лишь иллюзорные, не имеющие к реальному положению дел, отчеты.

Дальнейший вектор

К сожалению, на данный момент концепция технопарков так и не выросла во что-то большее. Она все еще, в своей сущности, представляет лишь очередной формат дополнительного образования. Для молодых ребят, плотно занимающихся проектной деятельностью(в технопарках и не только), все равно основополагающим социальным лифтом является школа. Проще говоря, выигрывай ты хоть миллион прикладных, статусных и профильных конкурсов/чемпионатов/хакатонов, реализовывай успешные практические проекты, решающие реальные проблемы индустрии, или защищай научно-практические работы на конференциях, тебе все равно придется сдавать злополучное ЕГЭ для дальнейшего продвижения по образовательной траектории и поступления в ВУЗы. И в этот глупый полоток в виде ЕГЭ упираются все ученики.

Справедливости ради, я немного слукавил. Имеется еще и второй социальный лифт, позволяющий двигаться по карьерной лестнице и поступать в высшие учебные заведения— это олимпиады. Действительно, олимпиадники всегда были в особом почете при поступлении в университеты. Но формат олимпиад все еще предусматривает лишь прямолинейное зазубривание типовых решений, все таких же иллюзорных теоретических задачек. Так что в этом смысле, далеко от ЕГЭ мы не ушли.

Я же считаю, что потенциал технопарков можно развить вплоть до создания полноценного, третьего альтернативного социального лифта. И в таком случае все ребята, которые аккумулируют свое время и ресурсы на проектной деятельности, которая, как я доказывал ранее, куда более важная и приближена к задачам реальной индустрии, будут делать это не просто за дипломы и грамоты, а будут делать это с полным осознанием того, что они нужны индустрии, что они на правильном пути, и что развиваясь и достигая необходимых успехов в этом направлении, они смогут спокойно поступить в высшие учебные заведения, а следовательно, продолжить свой путь развития по карьерной лестнице, и никакая стенка в виде злосчастного ЕГЭ им в этом не помешает.

На практике же, этот альтернативный лифт может представлять из себя одну из секций при делении на форматы поступления в ВУЗ — то есть можно поступить или по ЕГЭ, или по олимпиадам, или по проектной деятельности и победам в профильных конкурсах. В перспективе, это даже может стать зачатком реализации идей сквозного, бесшовного образования, но это уже совсем другая история…