Вступление.
23 сентября в ДНР и ЛНР, а также в Херсонской и Запорожской областях одновременно началось голосование о вхождении в состав России. Референдумы проходили до 27 сентября, по итогам которых были заключены международные договоры, а данные территории вошли в состав России и стали полноправными субъектами государства. В мире постоянно говорят о незаконности этих решений, о нарушении международного права, но так ли это на самом деле? Предлагаю разобраться именно в этом ролике.
Закон и международное право.
Стоит начать с того, что право и юриспруденция достаточно непростые науки, поэтому стоит начать с небольшой вводной части, для того чтобы вам потом были понятны мои доводы и выводы. И последняя оговорка, у нас будет отдельный масштабный ролик про то, что такое закон в целом, поэтому сильно погружаться в эту тему сейчас мы не планируем, но постараемся сделать так, чтобы все было просто и понятно.
А теперь начнем.
Международное право – это система юридических норм, грубо говоря, законов, создаваемых путем согласования воль субъектов.
Если избавиться от длинной цепочки объяснения, то воля субъекта международного права, по сути является суверенитетом, при отсутствии которого можно сказать, что проявление воли невозможно.
Но международное право отличается от внутригосударственного права, то есть законов, установленных внутри какого-либо государства. Отличие это заключается в субъектах и объектах, то есть в том, на что направленно действие установленных правил.
Например, субъектом уголовного права может являться гражданин, подозреваемый в совершении преступления или суд, осуществляющий правосудие.
А объектом является безопасность в обществе и в общественных отношениях.
Что же касается международного права, то в нем строго определенный перечень субъектов, то есть ограниченный список тех, кто может вступать в международные правоотношения.
И для нашей темы очень важно его озвучить:
- Очевидно, государства.
- Международные организации.
- Квазигосударства.
- Правительство в изгнании.
- Народы и нации, борющиеся за свою независимость.
- Восставшая нация.
- Воюющая нация.
Вот закрытый перечень возможных субъектов международного права.
Стоит отметить, что в науке существуют несколько иные подходы к данной теме, но, во-первых, нам все же близка именно эта, а во-вторых, справедливо будет сказать, что изменения не столь значительны, чтобы в данном ролике их затрагивать, сути сказанного далее они не изменили бы.
Далее стоит поговорить о принципах международного права.
Принципы – это основополагающие правила и нормы, содержащиеся в международных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом.
Где закрепляются принципы сказано в определении, да и в целом, определение, как мне кажется, вполне понятное и в дополнительных комментариях не нуждается.
Основополагающие принципы закреплены в декларации ООН о принципах международного права, но сегодня использовать мы будем не ее, а Заключительный акт СБСЕ, то есть совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Ответ на вопрос, почему именно его очень простой, на мой взгляд он более прост для понимания и организован тоже удобнее.
Почитать, что такое СБСЕ вам не составит труда и самим, например, в интернете, а мы на этом останавливаться не будем, дабы не уходить от поставленного вопроса далеко.
Так вот, в данном акте закреплены 10 основных принципов, на которых, по существу, зиждется международное право, и эти принципы являются основой для построения и регулирования международных правоотношений.
Надеюсь, я доходчиво объяснил самые простые моменты в международных правоотношениях, поэтому, можно считать, что с данным вопросом мы разобрались.
Присоединение Крыма.
Как бы странно не показалось, на первый взгляд для того, чтобы понять, как произошло присоединение территорий в 2022 году, нам бы не помешало доподлинно разобраться с таким же вопросом относительно Крыма.
Рассказывать про всю ситуацию на Украине, опять же мы не будем ввиду того, что планируем сделать отдельный ролик или серию роликов, так как материала и тем, для обсуждения очень много. Сейчас будем говорить только о процессе присоединений Крыма с точки зрения международного права.
И опираться мы будем на ранее упомянутые субъекты международного права и принципы.
Принципами, которые стоит упомянуть в первую очередь являются: принцип территориальной целостности государств, принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. Они закреплены в упомянутом ранее акте ОБСЕ 1975 года.
Так же стоит вспомнить субъекты международного права, а именно «Народы и нации, борющиеся за свою независимость».
То есть, международное право уже официально признало и, скажем так узаконило за счет принципов и утверждения круга субъектов возможность определенного народа самоопределяться, и самим вершить свою судьбу. Но есть противоречие с принципом целостности государства, который подразумевает уважение к границам и территориям государств.
В международной доктрине сложился консенсус в отношении того, что самоопределение народов, как правило, должно происходить все же в рамках существующих государств, в частности путем достижения автономии.
Осуществление же права на отделение может иметь место в трех случаях: в колониальном контексте, в ситуации иностранной оккупации и в «наиболее экстремальных ситуациях».
На практике имели место случаи и более широкого толкования права на самоопределение в форме отделения. Так, в 1991 г. Европейский союз принял руководящие принципы по признанию новых государств Восточной Европы и Советского Союза, основанием признания которых является ссылка на право народов на самоопределение. Среди критериев признания отделившихся государств нет ссылок на наличие каких-либо экстремальных условий, делающих нахождение соответствующих народов в рамках единого государства невозможным, нет в этом документе и ссылок на необходимость соблюдения каких-либо конституционных процедур для принятия решения об отделении. В результате применения этих положений странами Европейского союза была признана, в частности, Украина.
После незаконного и насильственного захвата власти на Украине в феврале 2014 г. возможности для реализации права на самоопределение в рамках украинского государства существенно сузились. В этих условиях 17 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым, законно избранный 31 октября 2010 г., исходя из прямого волеизъявления народа Крыма в ходе референдума, состоявшегося 16 марта 2014 г., принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом.
В этом плане примечательно, что сама Украина при провозглашении независимости, как на основание, ссылалась на угрозу переворота в СССР в августе 1991 г.
Для того, чтобы Крым стал официальным и полноправным государством – участником международных отношений, необходимо, чтобы его признал один из других полноправных участником международных правоотношений, и этим участником была Россия. Россия полноправный субъект международного права на тот момент, состояла в международных договорах и отношениях с международными организациями. (Например, ООН)
18 марта в соответствии с решением Верховного Совета и согласием парламента и президента Российской Федерации, Крым, то есть на тот момент, субъект с полным суверенитетом заключил международный договор с Россией о вхождении в ее состав.
И последующие множественные заявления о том, что принцип территориальной целостности государства исключает реализацию права на самоопределение в форме отделения, не подтверждаются практикой.
Образование государства и его вхождение в состав другого государства – это процессы, регулируемые международным правом, а не внутренними законодательными актами государств.
В меморандуме США, представленном в Международный Суд ООН по делу о соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово, отмечается, что «декларации независимости могут, и по своей сути часто нарушают внутреннее право, … однако это не означает, что имело место нарушение международного права».
Сам Международный Суд согласился с этим подходом и при анализе соответствия декларации о независимости Косово международному праву даже не стал исследовать вопрос о действительности этой декларации в свете Конституции Сербии или Конституции Югославии.
Таким образом, вопрос о том соответствует ли процесс отделения Крыма от Украины и его вхождения в состав России Конституции Украины или нет, не влияет на признание его правомерным с точки зрения международного права. В консультативном заключении Международного Суда «О соответствии международному праву односторонней декларации о независимости Косово» сделан вывод, что «общее международное право не содержит запрет, применимый к декларациям независимости», который в полной мере применим к провозглашению независимости Крыма Верховным Советом Автономной Республики Крым.
Кроме того, «новые киевские власти» своими незаконными действиями разрушили конституционный порядок, существовавший на Украине до февраля 2014 г. Легитимный Президент Украины В.Ф.Янукович был отстранен от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения Верховной Рады Украины, принятого вразрез с применимыми положениями Конституции об импичменте Президента. Неконституционным образом были смещены и пять судей Конституционного Суда Украины, включая его председателя. Исходя из этого, «киевские власти» не имеют право одновременно грубо попирать положения основного закона своей страны и выступать в качестве его поборников, защищая свою позицию о нелегитимности референдума в Крыму с точки зрения Конституции Украины.
Целый ряд государств, не признающих на настоящий момент отделение Крыма и его вхождение в состав России, отстаивали в Международном Суде законность односторонней декларации о независимости Косово, которая была принята вопреки Конституции Сербии, например. Помимо уже упоминавшихся Соединенных Штатов Америки, Великобритания в своем меморандуме подчеркнула, что «в целом [международное право] не запрещает выход или отделение и не гарантирует целостность предшествующего государства от внутренних движений, ведущих к разделению или независимости, поддержанной соответствующими народами».
Действия России по Крыму и Украине соответствуют Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г., Будапештскому меморандуму 1994 г., Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г.
То есть, исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что процесс присоединения Крыма к России был абсолютно и полностью легитимным и с точки зрения международного закона, и с точки зрения практики применения международного права.
Присоединения ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.
После всего изложенного выше, думаю вам постепенно становится понятно, было ли присоединение новых территорий к России в 2022 году законным или нет.
Но давайте еще раз повторим, как проходил этот процесс.
21 февраля 2022 года Россия признала независимость ДНР и ЛНР,
30 сентября 2022 года Россия признала независимость Запорожской и Херсонской областей, таким образом, они стали полноправными субъектами международного права.
Также на данных территориях были проведены референдумы, после которых был заключен международный договор с Россией о вхождении в ее состав. И как было выяснено ранее, подобный процесс является соответствующим международному праву и не нарушает его.
Итоги.
Как мы выяснили ранее, Россия действует строго и педантично в соответствии с международным правом, кроме того, в соответствии с тем же самым международным правом, Россия постоянно готова и предлагает идти на переговоры и диалог с Украинской стороной, но постоянно получает отрицательный ответ.