Найти в Дзене
Заметки о важном

"Бегство от свободы" Эриха Фромма часть 1

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Считаю, что подходит словам автора про Ренессанс
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Считаю, что подходит словам автора про Ренессанс

В данной и следующей статьях будет кратко пересказываться и разбираться "Бегство от свободы" Эриха Фромма. В прошлых статьях кратко пересказывался и разбирался "Единственный и его собственность" Макса Штирнера.

Приятного просмотра!

Автор и контекст написания книги

-2

Эрих Зелигманн Фромм (1900-1980 гг.) - немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Родился в семье немецких евреев. Учился во Франфрукторской национальной школе. В Гейдельбергском и Берлинских университетах получил высшее образование. После прихода Гитлера к власти (1933 г.) уехал в Швейцарию, а оттуда в США. Там Эрих занимался научной (преподавал и писал книги) и немного политической деятельностью (участвовал в активностях местной соц. партии).

Книга "Бегство от свободы" была написана в США в 1941 год, в разгар Второй мировой войны, поэтому тема была очень актуальной. С другой стороны написание книги в США, которая буквальной через 4-5 лет начинать холодную войну с СССР, должно было повлиять на мысли автора в книги (в либерально-позитивистскую сторону).

Содержание книги

1.В предисловии автор говорит, что в данной книге хотел изучить свободу, её историю и такое явление как "бегство от свободы"-тот процесс, когда люди добровольно отказываются от своих свобод в пользу тоталитарных режимов (например, Германии Гитлера и Италии Муссолини).

2.Дальше автор говорит очень важную и интересную мысль: свобода антагонистична (противоположна) безопасности и отсутствию одиночества. Проще говоря, когда человек свободен, он одинок и в безопасности. Соответственно, когда человек не одинок и имеет безопасность, он не свободен, зависим от чего-то. Эрих показал свою мысль на двух примерах - на примере одном человеке и человечестве вообще:

1)По Фромму человек сначала был частью и продолжением своей материи (до родов и первые несколько лет). Он чувствовал свою безопасность и не был одинок. Потом взрослея он начал развиваться и отличать себя от матери и остального мира, воспринимать себя как отдельного индивида и становится таковым. В следствии этого он стал становиться свободным, но становился одиноким и лишался былой безопасности.

2)По Фромму человек (в данном случае не конкретный человек, а человечество в принципе) сначала мало чем отличался от остальных животных и природы в принципе. Потом он начал развиваться и самоиндефицироваться, отличать себя от остальной природы. По итогу он стал становиться равным остальной природе, быть свободным, но лишался безопасности и становился одиноким.

3.Дальше Фромм рассказывает об Ренессансе и Реформации, периодах истории, когда индивид (каждый человек в отдельности) по историческим причинам освободился от феодальных ограничений став свободным. Но он лишился былого коллективизма, безопасности. Чтобы не быть одиноким у многих индивидов появилось стремление к славе, чтобы лишиться одиночества.

4.Во время Реформации появилась новая религия - протестантство, которая изменила католичество под условия Нового Времени, когда феодальные условия стали заменяться капиталистическими и ,следовательно мораль менялась: ростовщичество с торговлей теперь не постыдная и греховная деятельность; нужно думать не только об спасении души (попаданию в Рай), но и земной жизни;есть избранные, которые точно попадут в рай, и есть грешники, которые точно попадут в ад, успешный в мирской жизни, успешен и в спасении души. Последние два пункта связаны кальвинизмом, одной из протестантских церквей. Из 1 пункта у кальвинистов появилась нужда в доказательстве своей избранности (ведь никому не хочется в ад). Таким доказательством служила успешность мирской деятельности и соответственно 2 пункт.

5.Ещё Фромм говорит, что протестантство вообще довольно противоречиво относится к церкви и власти: с одной стороны её ненавидит и хочет уничтожить, но не вообще, а лишь конкретную церковь и власть заменив новой церковью и властью.

Остальное будет в следующей части...