В композиции очень важны вопросы контрастов. Например. большого и маленького, динамичного и неподвижного, яркого по цвету и сдержанного и т. д. Все относительно и познается сравнениями. Главное можно выделить ярким цветом на спокойном фоне, большой размер подчеркнуть небольшими предметами и наоборот.
Композиция требует от художника развития у него способности
отвлеченного мышления и умения оперировать обобщенными, упрощен-
ными, доведенными до геометрического состояния формами и силуэт-
ными фигурами. Она требует умения добиваться удачных и острых со-
четаний, умения оценивать их эстетическое значение и их содержа-
тельность
В работе над композицией совершенно необходимо вначале упро-
щать, обобщать. Больше того, именно этими очищенными от излишних
деталей и подробностей формами и надо обобщенно выразить сюжет.
Для зрителя все формы и части картины являются живыми конкрет-
ностями — людьми, домами, деревьями, но для художника в начале ра-
боты — это компоненты, это силуэты, это цветовые пятна, которые
при определенном сочетании должны обрести свой смысл и художест-
венное значение.
Разберем один пример: взяв простой сюжет —«приезд студентки»,
надо представить себе мысленно все бесконечное жизненное разнооб-
разие подобной ситуации.
Нужно выяснить конкретный образ студентки — ее тип, характер.
Кто ее встречает? Семья в новом доме или товарищи, а может быть,
старый и больной отец? А вот другие варианты этого сюжета. Напри-
мер, можно отказаться от бытового плана. Допустим, девушка стоит
на пригорке, внизу село — открылись сердцу родные края. Тут главное — найти отношения фигуры и пейзажа.
Можно привести множество вариантов решения подобного сюже-
та, и затруднительно сказать, какой лучше. Надо все испробовать и
выбрать наиболее выразительно, такое, которое свойственно психоло-
гии самого автора, по душе ему, то в котором он наиболее силен, ко-
торое лучше знает. Решение зависит и от того, какой жизненный факт
натолкнул автора на взятый сюжет, какой случай навел автору опре-
деленные мысли. Важно главное — необходимо искать. Найдя наибо-
лее удачное смысловое решение, надо заняться его композиционным
упорядочением. Профессор Академии художеств Ф. А. Бруни совето-
вал молодому И. Е. Репину в таких случаях вырезать из бумаги фигуры
персонажей картины и двигать их на бумаге в различных вариациях,
пока не найдутся наиболее удачные сочетания силуэтов и расположе-
ние их в картине. Другие художники пользуются для этой цели глиной
или пластилином: лепят небольшого формата фигурки задуманных пер-
сонажей, и потом варьируют их размещение в пространстве.
`Можно испробовать эти приемы компоновки или придумать свои —
все это полезные упражнения, но нельзя слишком увлекаться ими, пре-
вращать их в самоцель, Нельзя ни на минуту забывать о главном —
самой картине — заключительном этапе, венце всех трудов художника.
Варьируя различными способами композицию, надо помнить, что
это не композиция ради композиции, ради какого-нибудь сногсшиба-
тельного выверта, а черновая работа для будущей картины, главная
цель которой выявление основного замысла, идеи картины. Поэтому
надо ревниво следить за собой и уметь вовремя выбрать действительно
лучшее и, повторяю, ни на минуту не забывать о главной цели труда —
картине и выраженной в ней идее. Для развития в себе конпозиционно-
го чутья, навыков и воспитания художественного вкуса необходимо
изучать историю искусства, знакомиться с произведениями современ-
ных художников, часто и подолгу рассматривать репродукции картин
великих художников, копировать картины (в маленьком размере, конеч-
ио) отыскивать принципы их построения.
Нет иного пути как изучение наследия прошлого. Только узнав,
как это делалось до тебя, можно компоновать по-новому, то есть де-
лать так, как до тебя еще не делалось. Можно стать оригинальным
только через знание и развитый художественный вкус.
Изучая картины мастеров, следует проделывать как бы обратный
процесс тому, что делали когда-то авторы этих произведений, просле-
живать путь создания не от эскиза к картине, а, наоборот, от картины
к эскизу, как бы совершая этим попытку проникновения в тайну рож-
дения картины.
Чтобы добиться выражения своего замысла в самой понятной и
ясной форме, надо основательно поработать над композицией линий,
композицией силуэтов.
В природе все предметы по отношению друг к другу образуют
силуэты. Композиция и есть расположение и сочетание темных, свет-
лых и цветовых силуэтов. Силуэт имеет очертания, края, то есть линии,
На композицию линий художник должен обращать серьезное внима-
ние, так как они имеют глубокую эстетическую ценность и смысл. Луч-
ше всего это можно понять путем непосредственного анализа произве-
дений великих мастеров и в живой творческой практике.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.5_-1965г#Попрограммехудучилища#РИСУНОКПЕЙЗАЖА