Найти тему

За облаками (1995)

Авторское кино потому так и называется, что в нем акцент делается не на том, что видит зритель, а на том, что говорит автор. А услышат его или нет – для творца не самое главное. Его услышит вселенная, а это главное.

Авторская антология «За облаками» Микеланджело Антониони – фильм очень красивый. Пронизанный меланхолией, полный скупых на краски, но поразительно красивых видов, и очень красивых женщин, но притягивает своей красотой, заставляя замереть и смотреть, не мигая.

В нем очень хорошо чувствуется стиль и рука мастера. Каждая сцена снята аккуратно и тонко, но заметно специфически – одни и те же построения кадра, одна и та же схема движения. Такие же диалоги. Прямые, без подтекста, скупые и лаконичные, они служат одной цели – заставить зрителя слушать то, чего не сказали. Не даром режиссер считается мастером пауз – в них больше смысла, чем в словах.

Плеяда актеров – от малоизвестной молодой пары Кима Росси Стюарта и Инес Састре до звездных Софи Марсо, Джона Малковича и Жана Рено, от звезды боевиков Питера Уэллера до великого Марчелло Мастроянни. Каждый из них сам по себе способен создать вокруг себя шедевр, но тут они вовлечены в сложный танец истории о любви и влюбленности.

В фильме много эротики, но она всего лишь служит общему замыслу, не претендуя на самостоятельность. Но нельзя не отметить, что обнаженная натура прекрасных актрис не выглядит в фильме чужеродной и ничуть не отвлекает от созерцания. Это такая же красота, как красота природы или красота истории.

Можно долго говорить о всех достоинствах этого фильма, но будь я способен словами передать то, что Антониони воплотил на экране, я написал бы, наверное, целую книгу, но так бы и не смог превзойти режиссера. Хотя бы потому, что кино – полностью самобытный жанр, и не стоит его описывать словами. Его надо смотреть. А такой фильм, как «За облаками», надо смотреть вдумчиво и с удовольствием.