Когда произведение выходит в печать и обретает читателей, автор теряет часть власти над персонажами. Уже не только он может формировать образ героя, составлять мнение о нём, оценивать личность и поступки.
Когда я училась на филфаке, у меня была великолепная преподавательница по анализу текста. Она всегда говорила: "Читаем то, что написано". Не то, что мы придумали и не то, что придумал о тексте автор. Есть текст - ориентируемся только на него.
Как я ей благодарна за обучение...
Тем не менее, я всё же считаю, что именно за автором сохраняется главное право и главное слово в отношении персонажа. Когда это тексту не противоречит.
Так что давайте посмотрим, что Джоан говорила о Драко.
Трижды особенный
С того момента, как он научился говорить, ему стало ясно, что он трижды особенный: во-первых, как волшебник, во-вторых, как чистокровный и, в-третьих, как член семьи Малфоев.
Воспитание Драко было специфическим - таким, что высокомерие и презрение к низшим легло на него идеально. Во всех социальных сферах, которые Драко мог осмыслить своим детским разумом, он превосходил почти всех, кого знал. Единственные, кто был выше него - мама и папа. И, конечно, почивший лорд Волдеморт. Даже если волшебник был равен ему по богатству и чистоте крови, он всё ещё не был Малфоем. Серьёзный минус для ребёнка, выросшего в уверенности в абсолютном превосходстве Малфоев над другими фамилиями.
Драко был готов плыть по жизни, благосклонно принимая обожание и восхищение. Возможно, он даже не отказался бы от лести и подхалимства. Поэтому противостояние с Поттером, постоянно превосходящего его, стало для Драко таким ударом.
Удары Поттера, наносимые по самолюбию Драко, оказались достаточно сильны, чтобы Драко увидел в нём злейшего врага. Именно из-за воспитания Драко... и (моё мнение, не Роулинг) из-за завышенных требований Люциуса.
Не убийца
Мог ли он заставить себя на самом деле передать Гарри [Волдеморту], является спорным вопросом; я подозреваю, что, как и в случае с его попыткой убийства Дамблдора, он снова обнаружил бы, что реальность причинения смерти другому человеку гораздо сложнее на практике, чем в теории.
При том, что Драко воспитан примером жёсткого, не слишком отягощённого моралью отца, сам он не способен на настоящую жестокость. Ему претит всё то, чем славен Волдеморт: пытки, убийства и запугивание. Драко хотел бы жить в мире, где все признают его высокое положение, но как-то так, чтобы не нужно было это завоёвывать. Потому что воин из него... ну так себе. Это Гарри у нас рвётся грудью на амбразуру.
Слом в мировоззрении
События подросткового возраста Драко навсегда изменили его жизнь. Его убеждениям, с которыми он вырос, бросали вызов самым пугающим образом: он испытал ужас и отчаяние, видел, как его родители страдали за свою преданность, и был свидетелем крушения всего, во что верила его семья. Люди, которых Драко воспитали или научили ненавидеть, такие как Дамблдор, предложили ему помощь и доброту, а Гарри Поттер подарил ему жизнь. После событий второй войны волшебников Люциус нашел своего сына таким же любящим, как и всегда, но отказывающимся следовать той же старой чистокровной линии.
Война переломала многих: Гарри, Рона, Гермиону, Джорджа. И Драко. Но многим было проще - у них не подломились самые основы их мировоззрения. После войны добро, зло, правильное и неправильное для них осталось на своих местах. А вот у Драко перевернулось всё.
Когда ты пятнадцать лет живёшь и формируешься в кристальной чистоте и простоте окружающего мира, а потом это рушится - рушится значимая часть личности. Я не стала бы недооценивать масштаб разрушений, произошедших в сознании семнадцатилетнего мальчика.
Но надо отметить смелость Драко - он смог признать и принять изменения. Человек слабее духом мог уйти в отрицание - дескать, нет, Пожиратели были правы, мои родители были правы, просто нам не повезло.
Его, конечно, жаль
Мне жаль Драко так же, как мне жаль Дадли. Быть воспитанным Малфоями или Дурслями было бы очень разрушительным опытом, и Драко проходит через ужасные испытания как прямой результат ошибочных принципов его семьи. Однако у Малфоев есть спасительная черта: они любят друг друга.
Драко рос как маленький принц. Его воспитание пролегало между великой балованностью и необходимостью соответствовать статусу. В нём не воспитывали доброту, честность, благородство, сострадание. Но любящие родители - гарант неких... опор личности, которые позволяют выдерживать многое. А ещё любовь родителей учит и ребёнка любить и ценить любовь.
... его странный интерес к алхимическим рукописям, из которых он никогда не пытался сделать Философский камень, намекает на желание чего-то другого, кроме богатства, возможно, даже на желание стать лучше.
Ничего из этого я не знала, но это важно в понимании персонажа. Дамблдор, пусть и осознал ошибочность своих амбициозных идей, желал создать философский камень. А Драко, значит, никогда не пытался.
Может, потому, что он видел, куда приводят человека амбиции и жажда власти/признания/богатства?
Его имя происходит от созвездия дракона, и все же сердцевина его палочки – единорог.
Это было символично. В конце концов, в сердце Драко есть – и с риском разжечь нездоровые фантазии - что-то неугасимо хорошее.
Я уже писала статью о том, как имя Драко и его палочка соотносятся и соперничают. Очень радостно видеть, что это не был поиск синих занавесок.
И я согласна с Джоан. Драко избалованный, вредный, завистливый мальчик. Но при этом он талантлив, его любят родители, он способен осознать и признать ошибочность своего мировоззрения. В его сердце есть что-то хорошее. Поэтому со временем он может вырасти в очень достойного человека.