Найти тему
Сергей Миронов

Как мы выиграли информационную войну. Можем повторить?

Оглавление

Посмотрите на эту фотографию. Как думаете, что на ней изображено? На первый взгляд, странно: вроде как красноармейцы, двадцатый век на дворе, а в руках у них почему-то луки и стрелы.

Фото с сайта https://odnarodyna.org
Фото с сайта https://odnarodyna.org

На самом деле, так отправляли агитационные листовки через линию фронта. Древний способ, но оказался рабочим!

А как еще вели (и очень успешно вели, между прочим!) информационную войну в эпоху, когда не было ни социальных сетей, ни мессенджеров, ни даже доступного телевидения?

Сейчас покажу.

Три миллиарда экземпляров и ошибка в расчетах

Примерно такой тираж самых разных агитационных изданий за годы войны выпустило Главное политическое управление РККА. Ставку сделали на печатное слово. Все издавали на родных языках врага – немецком, итальянском, венгерском, французском.

Какие идеи продвигали? Разоблачали гитлеровскую верхушку, вбивали клин между немцами и их союзниками, обрисовывали перспективы поражения и позора.

Не обошлось, правда, и без ошибок: поначалу хотели давить на пролетарскую сознательность противника, но не подействовало. Что ж, не растерялись и перестроили стратегию!

Пропуск в плен
Пропуск в плен

«Немецкие генералы не умирают, они сдаются в плен». «Ты хочешь вернуться домой так же?»
«Немецкие генералы не умирают, они сдаются в плен». «Ты хочешь вернуться домой так же?»

Такие листовки использовали. На все времена содержание!

Получай, фашист, гранату… мину и снаряд для поднятия настроения

Помимо луков со стрелами, с которых мы начали, и которые, конечно, не могли дать нужно охвата, в ход шли все наработки Первой мировой и локальных войн 30-х годов.

С самолётов и аэростатов разбрасывать агитки было довольно затратно, такой способ подходит больше для красивых кадров в кино. На практике в ход шли агитационные мины калибра 82 мм и снаряды с калибром 122 мм.

Фото с сайта odnarodyna.org
Фото с сайта odnarodyna.org

Вот так они выглядели
Вот так они выглядели

Использовали и нечто похожее на современный гранатомёт с калибром 125 мм. Устройство носило название ампуломёт, и в бою из него стреляли специальными ампулами с зажигательной смесью. Для листовок тоже как раз подошло.

-6

А вот чтобы поставить такой плакат перед самым носом противника, надо быть отчаянно смелым! Ведь он имеет смысл, когда до врага считанные десятки метров, и автоматная очередь от немца не заставит долго ждать. Но нашим ребятам отчаянной храбрости никогда было не занимать!

Красота!
Красота!

Миллион передач

Напомнить мирную жизнь, жену и детей, пообещать комфортные условия в плену, поглумиться над лицемерием фашистской верхушки, и всё на языке противника – таким было основное содержание устных призывов.

Для такой агитации использовали и обычные рупоры, и специально оборудованные установками на грузовиках, легковых автомобилях и даже танках.

Экипаж агитационного танка Т-34
Экипаж агитационного танка Т-34

Ну и, конечно, знаменитый метроном, которым прерывали бодрую музыку и бесстрастно сообщали: «Каждые семь секунд на фронте гибнет один немецкий солдат». Судя по словам пленных, метод действовал сильно!

Массовость, методичность, четкая и проактивная, как сейчас говорят, позиция – такой была информационная война, которую СССР однозначно выиграл.

✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

1️⃣ «От армии откосили, и от мобилизации откосим». 4 причины трусости части российской молодёжи

2️⃣ Какое будущее ждёт Россию. Ближайшие годы станут переломными

3️⃣ Высота в крови. Илья Сизов - герой из династии летчиков