Посмотрите на эту фотографию. Как думаете, что на ней изображено? На первый взгляд, странно: вроде как красноармейцы, двадцатый век на дворе, а в руках у них почему-то луки и стрелы.
На самом деле, так отправляли агитационные листовки через линию фронта. Древний способ, но оказался рабочим!
А как еще вели (и очень успешно вели, между прочим!) информационную войну в эпоху, когда не было ни социальных сетей, ни мессенджеров, ни даже доступного телевидения?
Сейчас покажу.
Три миллиарда экземпляров и ошибка в расчетах
Примерно такой тираж самых разных агитационных изданий за годы войны выпустило Главное политическое управление РККА. Ставку сделали на печатное слово. Все издавали на родных языках врага – немецком, итальянском, венгерском, французском.
Какие идеи продвигали? Разоблачали гитлеровскую верхушку, вбивали клин между немцами и их союзниками, обрисовывали перспективы поражения и позора.
Не обошлось, правда, и без ошибок: поначалу хотели давить на пролетарскую сознательность противника, но не подействовало. Что ж, не растерялись и перестроили стратегию!
Такие листовки использовали. На все времена содержание!
Получай, фашист, гранату… мину и снаряд для поднятия настроения
Помимо луков со стрелами, с которых мы начали, и которые, конечно, не могли дать нужно охвата, в ход шли все наработки Первой мировой и локальных войн 30-х годов.
С самолётов и аэростатов разбрасывать агитки было довольно затратно, такой способ подходит больше для красивых кадров в кино. На практике в ход шли агитационные мины калибра 82 мм и снаряды с калибром 122 мм.
Использовали и нечто похожее на современный гранатомёт с калибром 125 мм. Устройство носило название ампуломёт, и в бою из него стреляли специальными ампулами с зажигательной смесью. Для листовок тоже как раз подошло.
А вот чтобы поставить такой плакат перед самым носом противника, надо быть отчаянно смелым! Ведь он имеет смысл, когда до врага считанные десятки метров, и автоматная очередь от немца не заставит долго ждать. Но нашим ребятам отчаянной храбрости никогда было не занимать!
Миллион передач
Напомнить мирную жизнь, жену и детей, пообещать комфортные условия в плену, поглумиться над лицемерием фашистской верхушки, и всё на языке противника – таким было основное содержание устных призывов.
Для такой агитации использовали и обычные рупоры, и специально оборудованные установками на грузовиках, легковых автомобилях и даже танках.
Ну и, конечно, знаменитый метроном, которым прерывали бодрую музыку и бесстрастно сообщали: «Каждые семь секунд на фронте гибнет один немецкий солдат». Судя по словам пленных, метод действовал сильно!
Массовость, методичность, четкая и проактивная, как сейчас говорят, позиция – такой была информационная война, которую СССР однозначно выиграл.
✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
1️⃣ «От армии откосили, и от мобилизации откосим». 4 причины трусости части российской молодёжи
2️⃣ Какое будущее ждёт Россию. Ближайшие годы станут переломными