Рекордная инфляция довела Старый Свет до необходимости урезать расходы даже на еду. Когда на смену пандемическим ограничениям пришли энергетические, стало не до праздника.
Фото: www.globallookpress.com / IMAGO/Hannelore Foerster; 5-tv.ru
Судя по всему, ничего не найдут под рождественскими елками и многие дети в Европе. Антироссийские санкции и последовавшая за ними рекордная инфляция заставили Старый Свет не только экономить электроэнергию, но и серьезно урезать свои расходы на еду и даже посягнуть на святое: украсть рождественское волшебство у самых маленьких. Подержанные подарки, а то и вовсе их отсутствие — корреспондент «Известий» Александр Тузиков расскажет о том, каким будет предстоящее Рождество в Европе.
На смену пандемическим ограничениям пришли энергетические. Знаменитая венская рождественская ярмарка на площади Фрайунг отмечает 300-летний юбилей в необычном приглушенном свете. Таких строгих мер экономии не было никогда. Даже иллюминация главной елки Австрии в этом году энергосберегающая.
«Дерево украшено тысячей светодиодных ламп. Чтобы вы составили себе представление, каждая лампа — семь ватт. То есть вся рождественская елка потребляет семь киловатт. Я бы сказала, на подсветку в этом году мы расходуем минимальное количество энергии», — сообщила представитель оргкомитета рождественской ярмарки Габриэла Шмидле.
Меньше пяти недель остается до католического Рождества, а почти каждый второй немец вынужден экономить на тратах к празднику. Деньги нужны на товары первой необходимости: инфляция ускорилась до рекордов 70-тилетней давности. Но тогда Германия расплачивалась экономическими трудностями за Вторую мировую. Сейчас — за антироссийские санкции.
«Рождество начинается не с иллюминации, подарков, прочих материальных вещей, а с наших отношений. Рождество и без подсветки прекрасно», — оправдывает происходящее жительница Германии.
Меньше презентов детям, миниатюрнее елки и порции жаркого за праздничным столом. В витринах большинства сувенирных магазинов Германии нет привычной сияющей рекламы. Многие дети в этом году останутся без подарков.
Те же неприятности у французов. Их сбережения съедает инфляция — рекордная за 37 лет. По опросам, половина французских семей резко сократят расходы на детские подарки. Родители вынуждены искать их в секонд-хенде.
«Мы покупаем старые игрушки и даем им новую жизнь. Их нельзя выбрасывать, ими будут играть много поколений детей», — рассказал житель Франции.
Впервые в истории Франции перед Рождеством появились даже стихийные ярмарки подержанных игрушек.
«Я купила этот беговел за пять евро, новый в магазине стоил 40 евро. Здесь — ну, колеса слегка потерты, все остальное в порядке. Отличная покупка!» — похвасталась француженка.
Меньше сладостей к рождественскому столу будет и у британских детей. Зима обещает быть очень сложной. Поэтому большинству жителей королевства не до игрушек и рождественского декора.
«Весь малый бизнес переживает сейчас бурю, конца которой не видно. Падение спроса сейчас — в сезон предпраздничного шоппинга — заставляет нас снижать цены. Работаем почти в убыток! Но от продаж перед Рождеством зависит наше выживание. Не снизим цены на шоколадные лакомства для детей — останемся без покупателей», — посетовала владелица кондитерской Лавиния Даволио.
А многие британские родители все равно детям ничего не купят. Продукты дорожают стремительно. Какие уж тут шары на елку, гирлянды и рождественские венки? У британцев набирают популярность «уроки рождественской экономии онлайн», где в графе семейных расходов на хорошее настроение детей в этом году — пустота.