Найти тему
Мир кораблей

Неоднозначная роль наследников колониального флота Нидерландов. Лёгкие крейсеры типа «Тромп»

Оглавление

В первой половине 30-х годов XX века японский флот пополнился большим количеством эскадренных миноносцев. С 1926 по 1933 года в строй вступили 24 эсминца типа «Фубуки», за ними последовала серия из 6 единиц типа «Хацухару» и 10 единиц типа «Сирацую». В голландском Морском штабе с тревогой следили за усилением лёгких сил японского флота, так как японские амбиции грозили затронуть Голландскую Ост-Индию с её богатыми нефтяными залежами.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

Для противодействия японским лёгким силам голландский колониальный флот мог противопоставить три лёгких крейсера: новый «Де Рюйтер» и два устаревших однотипных «Ява» и «Суматра», разработанных ещё в годы Первой мировой войны. Старые корабли не могли эффективно противодействовать эсминцами противника и несли устаревшее вооружение. Поэтому в конце 1934 года объединённое проектное бюро кораблестроения получило заказ на разработку нового корабля, который должен был заменить крейсеры типа «Ява».

Японский эсминец «Юдачи» типа «Сирацую»
Японский эсминец «Юдачи» типа «Сирацую»

Разработка проекта и строительство

После получения технического задания инженеры ОПБК в середине 1935 года представили проект максимально облегченного лёгкого крейсера, который по факту был промежуточным звеном между лидером эсминцев и лёгким крейсером, представляя собой нечто похожее на первые итальянские крейсеры-скауты. Такой проект устраивал как Морской штаб, так и казначейство. Ведь из-за сложного финансового положения бюджет на морскую программу был ограничен, а минимальное водоизмещение нового крейсера, составлявшее 3700 тонн, позволяло построить две единицы.

Когда проект был одобрен, в парламенте утвердили средства на #строительство двух крейсеров проекта «Тромп», но возводиться они должны были не одновременно, а поочередно. Первым на верфи Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij в Амстердаме 17 января 1936 года был заложен головной корабль серии, который вошёл в строй в августе 1938 года. Через 2 месяца на этой же верфи заложили следующий — «Якоб ван Хеемскерк». Его удалось спустить на воду в сентябре 1939 года. Но уже в мае 1940 года в связи с нападением Третьего Рейха стало очевидно, что достроить корабль не удастся, и он может попасть в руки немцев. На 10 мая 1940 года на «Якобе ван Хеемскерке» смонтировали машины и основное оборудование, но артиллерию, системы управления огнём и ряд другого оборудования установить не успели. Поэтому он своим ходом покинул Нидерланды и прибыл в Портсмут, где его достроили и вооружили по британским стандартам, после чего ввели в строй в качестве крейсера ПВО.

Описание конструкции

Корпус и компоновка

Общий вид крейсера «Тромп»
Общий вид крейсера «Тромп»

Крейсеры типа «Тромп» визуально отличались корпусом с невысоким силуэтом, который делал их схожими с эскадренными миноносцами. Для обеспечения высокой мореходности полубак имел протяженность более чем на 50% длины корпуса. Носовая часть выполнялась с небольшим наклоном. Грот-мачта отсутствовала, вместо неё устанавливалась тонкая штанга, за которой располагалась П-образная ферма для корабельных кранов.

Набираемый по продольно-поперечной силовой схеме корпус внутри разделялся на 17 герметичных отсеков. Двойное дно проходило на 57% длины корпуса. В носовой части имелись специальные ниши для якорей — впервые такое нововведение было использовано на крейсере «Де Рюйтер».

Длина корпуса составляла 132 м при ширине 12,4 м и максимальной высоте борта 7.84 м. Стандартное водоизмещение — 3450 тонн, полное — 4025 тонн.

У «Якоба ван Хеемскерка», достраиваемого в Англии, полубак был удлинён ещё больше, а вместо небольших надстроек он получил стандартную для всех британских лёгких крейсеров башнеподобную рубку. Поэтому его нормальное водоизмещение составило 3760 тонн, а полное достигало 4860 тонн.

Силовая установка

Двухвальная паротурбинная ГЭУ суммарной мощностью 56000 л.с. состояла из двух ТЗА Werkspoor-Parsons и четырёх котлов Werkspoor-Yarrow. ГЭУ позволяла крейсеру развивать максимальную скорость в 33,5 узла, но на максимальном форсаже можно было спокойно выжать из машин и 34,5 узла. Турбины располагались в корпусе по линейной схеме — одно отделение в носовой части, другое в кормовой.

Запас топлива в 860 тонн мазута обеспечивал крейсеру дальность плавания в 8000 миль экономичным 10-узловым ходом, но на полном ходу дальность плавания составляла 1400 миль. Учитывая то, что в Голландской Ост-Индии было достаточно баз, где крейсер мог пополнить запасы топлива, такая дальность плавания была вполне удовлетворительной.

«Тромп», идущий полным ходом. Фото сделано, по всей вероятности, в Голландской Ост-Индии
«Тромп», идущий полным ходом. Фото сделано, по всей вероятности, в Голландской Ост-Индии

Бронирование

Хотя по своему водоизмещению и размерам крейсеры типа «Тромп» больше относились к лидерам эсминцев, их конструкция предусматривала наличие лёгкого бронирования, способного противостоять артиллерии японских эсминцев. От барбета переднего носового орудия ГК до кормы простирался главный бронепояс, выполненный из 16-мм закаленной крупповской стали повышенной прочности. Для облегчения общей массы бронепояс непосредственно интегрировался в силовой набор и представлял собой конструктивный элемент обшивки.

Главная бронепалуба также выполнялась из броневой закаленной стали. В центральной части её толщина достигала 25 мм, в носовой и кормовой оконечностях утончалась до 15 мм. В районе носовых и кормовых артиллерийских погребов имелось дополнительное бронирование толщиной 25 и 15 мм соответственно. Боевая рубка и командно-дальномерный пункт защищались 25-мм бронёй во фронтальной проекции и 15-мм по бортам. Башни орудий ГК имели лобовую броню в 25 мм, а крыша и борта защищались 15 мм броней. Дополнительно бронировались барбеты (12 мм) и элеваторы (25 мм).

Несмотря на то, что общая масса брони достигала 13% от веса всего корабля, в реальности её толщины было недостаточно, чтобы противостоять снарядам 127-мм орудий — основного вооружения японских эсминцев. Но к достоинствам бронирования крейсеров типа «Тромп» следует отнести хорошую защищенность от осколков, снижавшую вероятность поражения членов экипажа и механизмов.

Вооружение

Главный калибр

Кормовой расчет крейсера «Тромп» с зарядами во время учений в Северном море
Кормовой расчет крейсера «Тромп» с зарядами во время учений в Северном море

Крейсер нёс шесть 150-мм орудий Bofors с длиной ствола 50 калибров, выпускаемых по лицензии компанией Wilton-Fijenoord в двухорудийных установках Mk.11, расположенных по линейно-возвышенной погонной схеме — две установки располагались в носовой части, а одна в кормовой.

Максимальный угол возвышения составлял +60°, что позволяло вести заградительный огонь по авиации противника. При угле возвышения +45° дальность стрельбы 46,7-кг снарядами составляла 21200 м при практической скорострельности 5-6 выстр./мин. на ствол. Стандартный боекомплект составлял 200 выстрелов на одно орудие.

У «Якоба ван Хеемскерка» вместо 150-мм орудий в Англии установили двухорудийные установки универсальных 102-мм орудий QF Mk XVI. Три установки располагались по стандартной схеме, ещё две на месте торпедных аппаратов в центральной части корпуса.

Зенитная артиллерия

На площадке кормовой надстройки размещались две спаренные стабилизированные установки компании Hazemeyer с 40-мм зенитными автоматами «Бофорс» Mk.III. Эти установки считались лучшими в мире, так как обеспечивали высокую точность стрельбы даже в условиях сильной качки.

В районе носовой надстройки дополнительно устанавливались пара спаренных пулеметных установок «Браунинг» калибра 12.7-мм.

«Якоб ван Хеемскерк» получил шесть 20-мм автоматов «Эрликон» в одиночных установках и один 40-мм/40 счетверённый пом-пом.

Торпедное вооружение

Проект предусматривал два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, которые должны были устанавливаться в средней части корпуса побортно. Но торпедное вооружение получил только «Тромп», а на «Якобе ван Хеемскерке» на месте ТА установили спаренные установки 102-мм универсальных орудий. В 1942 году ТА демонтировали и с «Тромпа».

Авиационное вооружение

Поплавковый гидросамолёт, «Фоккер» C.XIW, приписанный к «Тромпу»
Поплавковый гидросамолёт, «Фоккер» C.XIW, приписанный к «Тромпу»

В кормовой части на катапульте располагался самолет-разведчик «Фоккер» C.XIW. На борт его поднимали с помощью бортовых кранов, закрепленных на П-образной ферме.

Модернизации

• Февраль 1942 года. С крейсера демонтировали катапульту с самолётом, крановые установки, а также броню с надстройки. Установили дополнительно шесть 20-мм автоматов «Эрликон» в одноствольных установках и четыре пулемета калибра 7,71 мм. Изменили расположение установок 40-мм автоматов — теперь они располагались не побортно, а друг перед другом.

• Ноябрь 1942 года. Установлены два зенитных орудия калибром 76 мм, зенитные спаренные пулеметные установки заменены на два зенитных пулемета «Браунинг» М2 в одиночных установках. Пулеметы винтовочного калибра демонтированы.

• Декабрь 1944-январь 1945 года. Демонтированы установки 20-мм автоматов и 12,7-мм пулеметов, торпедные аппараты. Установлены еще два 76-мм зенитных орудия и две одноствольные установки 40-мм автоматов «Бофорс» MkVI/Mk III. В носовой части смонтировали радар FC.3

• 1947 год. Вместо 40-мм автоматов «Бофорс» Mk.III в установках Hazemeyer установили более современные спаренные установки автоматов «Бофорс» Mk.V такого же калибра и радар «282».

Боевая служба головного корабля

После того, как «Тромп» был принят на вооружение, он был отправлен в поход по Средиземному морю для испытаний. По завершению похода он вернулся в Голландию, а в августе 1939 года отправился в Ост-Индию, где был включен в состав колониального флота с постоянным базированием в порту Сурабая.

«Тромп» на ходовых испытаниях
«Тромп» на ходовых испытаниях

После того, как в мае 1940 года #Германия вторглась в Нидерланды, «Тромп» активно участвовал в учебных и боевых походах, обеспечивая безопасность морских коммуникаций и охотясь на немецкие рейдеры в Индийском океане.

С декабря 1941 года Япония присоединились к Третьему Рейху, и голландские владения в Ост-Индии оказались под ударом. В январе 1942 года были сформированы силы ABDA для защиты от японского вторжения в регионе, и «Тромп» оказался в составе союзного соединения.

Боевое крещение произошло в Макассарском проливе — союзная эскадра, включавшая голландские крейсеры «Тромп», «Де Рюйтер» и два американских крейсера 4 февраля попала под массированный налет японской авиации. В ходе налета американские крейсеры получили серьёзные повреждения, но «Тромп» сумел увернуться от бомб.

14 февраля «Тромп» в составе соединения ABDA вышел на перехват конвоя, направлявшегося к острову Палембанг, где его атаковала японская авиация с авианосца «Рюдзе». Потеряв один эсминец, корабли вернулись на базу.

Во время сражения в проливе Бадунг «Тромп» получил сильные повреждения в результате дуэли с японским эсминцем «Асасио» — 11 127-мм снарядов изрешетили надстройки. После боя он был вынужден направиться в Сидней, где с февраля до октября 1942 года проходил ремонт и модернизацию.

В 1943 году «Тромп» участвовал в конвойных операциях, в том числе в проводке конвоя «Памфлет», направлявшегося в Австралию и перевозившего солдат 9-й Австралийской дивизии.

С 17 января 1944 года «Тромп» был приписан к британскому Восточному флоту под командованием вице-адмирала Соммервила. С апреля по июль 1944 года несколько раз участвовал в налётах на захваченный японцами порт Сабанг. В ходе последнего боя он получил 4 попадания снарядов от береговой артиллерии, после чего до 24 августа находился в ремонте.

До 30 апреля 1945 года «Тромп» снова привлекался для охраны конвоев. После включения в состав соединения TF63 участвовал в операции «Бишоп» и получил незначительные повреждения от разрыва снаряда в стволе. В мае 1945 года крейсер вошел в состав оперативного соединения TF61 американского флота и принимал участие в охоте на крейсер «Хагуро», в захвате островов в Индийском океане, а также в десанте у Баликпапана.

«Тромп» на Дальнем Востоке, 1945 год
«Тромп» на Дальнем Востоке, 1945 год

После окончания войны крейсер прошел капитальный ремонт, модернизацию и вновь вступил в строй в 1948 году в качестве учебно-артиллерийского корабля. Из состава действующего флота «Тромп» исключили в 1955 году, но до 1968 года крейсер выполнял роль плавказармы. В 1969 году он был продан на металл и в 1970 году разобран.

Оценка проекта

Крейсеры типа «Тромп» оказались удачным решением в качестве недорогого лёгкого крейсера для защиты коммуникаций и борьбы с эсминцами противника. Но по сравнению со своими одноклассниками они проигрывали в весе бортового залпа и бронировании, Кроме того, зенитное вооружение было явно недостаточным — японские крейсеры типа «Агано» имели гораздо более мощное бронирование при идентичном вооружении и в два раза большем водоизмещении. Поэтому их нельзя рассматривать в качестве полноценных лёгких крейсеров — скорее, это были очень мощные лидеры эсминцев.

-10

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: