Прославленная в веках русская изба была хороша всем, кроме одного - внутреннего пространства в ней было до обидного мало (иначе было нельзя, чем больше помещение - тем больше энергии для обогрева оно требует), а ценного имущества у любой крестьянской семьи было достаточно и его требовалось где-то хранить, причём так, чтобы оно было всегда под рукой и не валялось где не попадя и одним из интерьерных решений наших предков по компактному хранению имущества в избе были сундуки всех форм и размеров.
Хотя древнейшие из известных сундуков и найдены в Египте в погребениях фараонов, а само слово "сундук" арабского происхождения ("сандук" - "коробка"), сам сундук как предмет мебели является изобретением интернациональным и в той или иной форме известен всем народам Земли. Сам же сундук представляет из себя большой, как правило, деревянный, ящик с откидной крышкой и встроенным или навесным замками. Помимо хранения вещей и - что немаловажно - девичьего приданного, сундук везде, что в русской избе, что в монгольской юрте, был самым что ни на есть универсальным предметом мебели, служившим и кроватью, и скамьёю, и столом, обеденным и письменным, а в княжеских, боярских и купеческих домах он иногда выполнял роль сейфа, благо, князья, бояре и купцы могли себе позволить заказать сундук, окованный металлом или вовсе цельнометаллический. Помимо того, что сундук сам был хранилищем вещей большой ценности, сам он тоже представлял собой настоящее произведение искусства. В обязательном порядке сундуки богато украшались, дабы о них можно было судить о богатстве и вкусе владельца, также украшения на сундуках служили оберегом для дома и имущества. Сундуки украшались художественной чеканкой, резьбой и росписью на мотивы русских былин, преданий и исторических событий (особой популярностью у мастеров-сундучников пользовалась тема Северной войны 1700-1721 годов), также особым шиком в XVI-XVIII веках было заказать сундук, оббитый украшенной тюленьей кожей (помимо демонстрации богатства владельца, тюленья кожа обеспечивала большую сохранность имущества, не пропуская к нему губительную влагу).
На протяжении столетий сундук являлся не только хранилищем разнообразного имущества, но и настоящим предметом искусства, особо славились мастера-сундучники из Великого Устюга, Холмогор и Нижнего Тагила, чьи работы в больших количествах расходилась по всей Европе и Азии. Только в первой половине ХХ века сундук значительно потеснил шкаф, который сам является ничем иным, как видоизменённым сундуком, поставленным вертикально, но и сам классический сундук никуда не исчез, по-прежнему являясь атрибутом интерьера деревенских домов и городских квартир, а также ценным музейным экспонатом.