Найти тему

Как поймать северное сияние?

-А что же с Сиянием? – спросите Вы. Справедливо, надо сказать, спросите).
Но ответ на вопрос не простой, не односложный. Ведь явление это и Солнечное и атмосферное одновременно.
- Мы наняли специального гида, он всегда знает, где светит и точно на это место привозит…
- А мы закачали специальное приложение на телефон – оно показывает, когда нужно выйти на улицу, чтоб увидеть…
- А нужно специальным фотоаппаратом фотографировать, потому что он чувствительнее нашего глаза и красиво всё показывает…
Все заполярные туристы рассчитывают насладиться зеленеющими небесами, поэтому приезжают подготовленными.

Я же решил подойти с научной точки зрения и внимательно изучил теоретическую базу:

«Низкозаряженные частицы солнечного ветра при столкновении с молекулами газов в ионосфере Земли (100 – 400 км) вызывают их свечение, особенно заметное по ночам, в областях 67 – 70 градусов северной и южной широты».

Поэтому: 1. Нужны частицы солнечного ветра, которые даже при высокой активности светила могут промахнуться мимо Земли; 2. Нужно ясное небо и отсутствие засветки для наблюдения с поверхности земли (с самолёта наблюдать круче всего – над облаками летишь!)

Мы приехали в Териберку, на берег Баренцева моря. День стоял ясный – много-обещающий, луна восходит поздно – должны увидеть, даже при слабой солнечной активности (а она была именно такой). Дружными рядами, с фонариками, утеплённые по последнему слову моды выходим на лёд озера. Навстречу нам – парочки, хорошо утеплённые вовнутрь горячительным: «Эх, ну что же вы!! Самое яркое сияние пропустили! Над морем! Такая полоска зависала!». Мои наблюдатели хмуро и вопросительно посмотрели на меня. «Спокойно, - отвечаю я, - усё будет!»

Но с каждой минутой южный ветер натягивает на небо непонятную дымку, звёзды блекнут, уже и контуры созвездий не узнать... А над морем – клубятся облака, морская влага конденсируется при контакте с морозным прибрежным воздухом. Так вот в чём секрет! Облачная береговая полоска, подсвеченная огнями посёлка, и превра-тилась в «сияние»! Но никто не верит такому «отмазу». Лежим на снегу, ищем просветы в облачной пелене и зелёные сполохи за ней – увы… Через час грустно плетёмся к дому.

-2

Навстречу бежит возбуждённая китаянка с двумя подростками-детьми. Извиняюще улыбаясь, теребит меня за рукав, показывает экран смартфона. На экране одно русское слово «Сияние». Я пытаюсь заговорить с ней по-английски, но она мотает головой и говорит что-то по-китайски своему смартфону, тот показывает русскую фразу «Где сияние». Я догадываюсь прокричать в её смартфон по-русски «облака закрыли небо», девушка смотрит на проявившиеся иероглифы, грустно вздыхает. «А когда» - спрашивает меня её смартфон. «Может быть завтра вечером», - отвечаю я. «Мы уедем утром…». Китайские дети, первые минуты оживлённо прислушивавшиеся к беседе, теперь успокоились и погрузились в свои гаджеты. «А откуда вы», - спрашиваю я смартфон. «Сеол», – уже вслух отвечает «китаянка», «флай тру Москау». Я, извиняясь, развожу руками, а она примирительно смеётся, громко так, совсем по-корейски…

Вторая попытка ухватить Сияние была в Ловозере, в Саамской деревне. Мы взяли вечернюю программу, завершающуюся в полной темноте, к тому же дорога шла по самому центру Кольского и давала нам ещё два ночных часа до Мурманска. Главный «саам» Саамской деревни авторитетно заявил, что их Место Силы, окуренное шаманами, расположено высоко в центре полуострова, поэтому все сияния на Кольском здесь обязательно видны.

-3

Мы расслабились и пустились в тяжкие: катались на оленьих упряжках, а потом на снегоходах, кормили тех же оленей с рук хлебом, тискали хасок, играли пушистым мячом в саамский футбол, ели наваристую похлёбку и, конечно, договаривались с божествами через деревянных идолов о самых сокровенных желаниях – догадываетесь, каких. Небо вызвездило – звёздочка к звёздочке! Темнота – абсолютная! Ничего её не всполыхнуло, кроме трёх красивых метеоров…

Да. Заполярье – место, где планы работают, как прогнозы, носят вероятностный то есть характер: засияет – не засияет, переметет - не переметет, доплывёт - не доплывёт...

Но есть вещи, от которых теплеет на сердце, от которых искрятся глаза: снежное серебро в воздухе и под ногами, бирюзовое море - тёплый оазис, рыбно-крабово-китовый, историческая память о героическом прошлом, спокойный и терпеливый, великодушный характер здешних жителей. Это и есть тот морозный узор, который остаётся в памяти Северным Сиянием.