Пуск первого трамвая, ставшего самым восточным городским рельсовым транспортом в СССР, произошел в 1957 году. Движение открыли на участке протяженностью 12,4 км от завода «Амурсталь» до поселка Мылки. До середины 1960-х сеть расширялась. Новый вид транспорта пользовался большим спросом у местных жителей.
Будущее под вопросом
Еще десять лет назад общая протяженность путей составляла свыше 40 км. Ежедневно по четырем маршрутам около 25 вагонов перевозили до 25 тыс. человек. Однако осенью 2018-го работу трамваев приостановили в связи с неудовлетворительным состоянием инфраструктуры, включая путепровод на проспекте Мира.
Власти обещали через некоторое время вновь запустить движение. Два года назад было объявлено, что трамваи вернутся на линию в 2022-м. Но этого так и не произошло, и многие уже сомневаются, что рельсовый транспорт снова появится в городе.
Взгляд в прошлое
Речь идет о Комсомольске-на-Амуре, к строительству которого приступили в 1930-х. Началось все с возведения судостроительного завода. Еще во время реализации этого грандиозного проекта, осуществлявшегося в сложных климатических условиях, в изданиях того времени молодому городу пророчили светлое будущее.
Ю. Жуков и Р. Кронгауз. Путешествие в Комсомольск // Наша страна. — М., 1937. — №7 (октябрь). — С. 54:
«Здесь появятся красивые многоэтажные дома. Архитектор обязан спроектировать эти дома так, чтобы они не терялись на широком просторе, а яркими, красивыми пятнами украшали долину. Вдоль набережной развернутся большие красивые ансамбли зданий. В гранит оденутся крутые амурские берега. В центре набережной расположится монументальный речной вокзал... На большой широкой площади в центре города мы воздвигнем красивый городской театр, Дом советов, Дворец пионеров, большой кинотеатр... На противоположном берегу Амура, на высоких лесистых сопках, архитекторы разместят красивые белые здания домов отдыха и санаториев... По улицам Комсомольска будут ходить трамваи, а на основных, наиболее напряженных магистралях, мы пустим двухэтажные троллейбусы. А сколько заводов появится в «таежной столице» — машиностроительных и лесопильных, известковых и пивоваренных! Будут у нас и швейная фабрика, и мясной комбинат... Через несколько лет Комсомольск станет крупнейшим железнодорожным узлом».
Конечно, в итоге далеко не все удалось воплотить в городе Юности. Что касается трамвая, то, как отмечалось выше, его запустили в 1957-м. После распада СССР инфраструктуру длительное время не ремонтировали, что привело к ее износу. Путепровод на пр. Мира, являвшийся частью трех маршрутов, и вовсе был признан аварийным, а движение по нему небезопасным, из-за чего трамваи перестали ходить в 2018-м.
Проблема настоящего
Хотя проблемы заключаются не только в данном объекте. Из-за нагрузки на местный бюджет отказаться от трамваев решили за год до этого. МУП «Трамвайное управление», процесс ликвидации которого до сих пор не завершен, с 2014-го попросту работало в убыток. Часть трамвайных путей демонтировали — на улицах Ленина, Запорожской и Кирова. Ряд вагонов сдали на металлолом.
Тем не менее власти не раз подчеркивали, что не планируют «хоронить» трамвай, и он может вернуться на городские улицы в ближайшем времени. Ожидали этого в начале 2022-го. Но денег на обновление инфраструктуры пока нет — необходимо более 300 млн руб. У муниципалитета такие средства отсутствуют, поэтому надежды возлагают на инвестиции из вне. Правда, источник финансирования до сих пор не найден. Поэтому возвращение трамвая на улицы Комсомольска остается открытым вопросом.