Найти в Дзене
Строительный мир

Для БАМа и Транссиба: в Восточной Сибири к 2028 году построят новую крупную ТЭС

Вопрос о строительстве электростанции на северобайкальском участке БАМа вышел в свое время на повестку дня в связи с расширением Восточного полигона железных дорог, где ощущается серьезный дефицит провозных мощностей. В 2020-м было объявлено, что проект выберут в ходе конкурсной процедуры. При этом изначально отмечалось, что это могут быть самые разные виды генерации.

В частности, помимо ТЭС на газовых турбинах, наиболее вероятным вариантом виделась угольная станция; также не исключали возможности возведения ГЭС, малой АЭС (один из новых проектов Росатома) или солнечной/ветровой электростанции. Мощность объекта предположительно должна составить около 450-500 МВт.

© rosatom.ru (Проект малой АЭС, который будет реализован к 2028 г. в Якутске. Рассматривался в качестве варианта для )
© rosatom.ru (Проект малой АЭС, который будет реализован к 2028 г. в Якутске. Рассматривался в качестве варианта для )

В обнародованном российским правительством в феврале 2021-го плане модернизации магистральной инфраструктуры было указано, что станцию в Бодайбинском районе Иркутской области возведут до 2026 года. А власти региона подтвердили проведение конкурса на определение вида топлива.

В Минэнерго через некоторое время конкретизировали условия, которые исключали участие в нем сразу нескольких потенциальных участников — упор был сделан именно на тепловую генерацию. Именно поэтому в Русгидро в сентябре прошлого года заявили, что не рассматривают участие в отборе, так как условия конкурса не заточены под ГЭС.

В свою очередь проект гидроэлектростанции на реке Мамакан (Тельманская ГЭС мощностью 450 МВт) активно продвигала En+ Group. В компании отмечали, что ввести объект в эксплуатацию можно будет к 2030 году, что не особо вписывается во второй этап модернизации Восточного полигона, рассчитанного до 2024-го. Однако реализовать задумку можно как раз к окончанию третьего этапа. В целом, подчеркивалось, что такой объект очень важен, так как он сможет работать и на нужды ряда крупных предприятий, расположенных поблизости. Важно отметить, что эту ГЭС начинали строить еще в 1980-х, но перестройка не позволила довести дело до конца.

Многие наблюдатели в прошлом году были уверены, что приоритет отдадут компании СУЭК и, соответственно, их проекту угольной ТЭС мощностью 456 МВт — по предварительным подсчетам, ее строительство оценивалось примерно в 60 млрд руб. Первоначально конкурс предполагалось провести до конца 2021-го, но затем мероприятие сдвинули на несколько месяцев вперед — на февраль-март 2022-го. При этом сроком окончания строительства электростанции уже значился июль 2027-го.

© Трансмашхолдинг / public domain
© Трансмашхолдинг / public domain

Как сообщало издание «Коммерсантъ», была подана лишь одна единственная заявка от «Интер РАО». Остальных потенциальных участников, по мнению отдельных экспертов, отпугнул ряд факторов, включая рост ключевой ставки ЦБ до 20% (при доходности проекта 12,5%) и другие риски, которые стали возможны в новых обстоятельствах. Позднее было объявлено, что конкурс не состоялся.

В итоге, исполнителя выбрали в ручном режиме. В августе 2022-го стало известно, что правительственная комиссия по энергетике под председательством вице-премьера РФ Александра Новака назначила тот же «Интер РАО» строителем новой тепловой электростанции.

© Сайт Правительства РФ / government.ru (Александр Новак на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, август 2022 г.)
© Сайт Правительства РФ / government.ru (Александр Новак на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, август 2022 г.)

Правда, еще не определено, где именно возведут объект. Не исключено, что он может появиться на территории соседних Бурятии (Муйский район) или Якутии (Мирнинский район). Перенесены снова и сроки сдачи объекта — июль 2028 года. Не выбран пока и проект — рассматривается несколько вариантов ТЭС мощностью от 445 до 550 МВт с российскими или иранскими турбинами.

Часть оборудования в любом случае придется закупать за границей через посредников, что неизбежно приведет к удорожанию проекта. Поэтому в данный момент его реализация оценивается экспертами примерно в 85 млрд руб. Будущая ТЭС будет вырабатывать электроэнергию не только для железной дороги, но и в целом покроет энергодефицит в районе и поспособствует развитию промышленных предприятий и освоению новых месторождений.

Железнодорожная линия в обход Казахстана: актуальность проекта и значение его реализации