Не все знают, где находятся эти острова и какому государству принадлежат. Меж тем, это потрясающей красоты место, где дуют сильнейшие ветра, а по склонам ярко-зеленых холмов бродят овцы.
Фарерские острова (всего их 18, 17 из которых обитаемы) со столицей в Торсхавне до конца XIV в. острова входили в состав Норвегии, позже Норвегия стала владеть островами вместе с Данией, которой с 1814 г. и по сей день они принадлежат. Жители островов имеют скандинавские корни, а в основе фарерского языка лежит старонорвежский.
Искусство Фарерских островов крайне индивидуализированное и самобытное. Первые фарерские художники были самоучками. Так, Дидрикур а Скарванеси (1802-1865) был батраком и некоторое время служил у священника, при этом, всегда проявлял большой интерес к природе. Однажды он увидел сизого голубя, который вдохновил его на создание рисунка гуашью «Лунные голуби» (1840). Это один из самых ранних примеров фарерского искусства, и, как пишет один из его исследователей, рисунок с голубями – это пример фарерского искусства до появления самого фарерского искусства. Рисунок был сделан в то время, когда никакой художественной жизни на Фарерах еще не было.
Как и в Исландии, традиции изобразительного искусства на Фарерских островах имеют сравнительно короткую историю. Первые два десятилетия ХХ в. ознаменовались работами амбициозных самоучек, таких как Нильс Крузе (1871-1953), Кристин Гейл (1877-1935), Йогван Вагштейн (1879-1949). В фарерские темы и мотивы в творчестве этих художников проникла романтическая пейзажная живопись.
В работах Вагштейна мы видим не только топографические характеристики Фарерских островов, но и типичную местную архитектуру – дома с травяными крышами, местную флору, типичную для Фарерских островов, зеленые холмы и волнистые поля, впадающие прямо в море.
Профессиональное обучение фарерские художники проходили в Копенгагене. В 1925 г. Бергите Йоханнесен (1905–1995) стала первой фарерской студенткой Датской королевской академии изящных искусств, но впоследствии она не стала делать карьеру профессионального художника.
В 1928 г. стипендию на обучение в Датской академии получил самый, пожалуй, известный фарерский художник, «отец фарерской живописи», Самала Йоэнсен-Микинес (1906-1979). Вторую часть фамилии он добавил из патриотических чувств к родному острову на западе Фарерских островов – Микинесу. Художник постепенно стал подписывать свои работы под двойным именем Йоэнсен-Микинес и в конечном итоге первая часть фамилии была сокращена до инициала.
Писатель и художник Уильям Хайнезен (1900-1991), экспериментируя с разными материалами, создавал в основном рисунки и пастели, посвященные скандинавской мифологии. Обращался он и к народным традициям, и к острым социальным проблемам островов.
С началом Второй мировой войны, поездки художников с Фарерских островов, которые оказались под влиянием Великобритании, в оккупированную Германией Данию, стали невозможными. Так, Микинес и другие фарерские художники были вынуждены остаться в Дании, где было больше возможностей и для учебы, и для выставочной деятельности. Это Рут Смит (1913–1958), Фримод Йоэнсен (1915–1997), Ингалвур ав Рейни (1920–2005), Элинборг Лютцен (1919-1995). Но Вынужденный разрыв с родиной, вызванный внешними обстоятельствами, привел к ностальгии и тоске по фарерским традициям. Художников охватило желание институционально оформить культуру своего народа. С этой целью в 1941 г. в Копенгагене была основана Ассоциация фарерского искусства (Listafelag Føroya).
В это время Микинес впервые обращается к национальным темам и мотивам, таким как хоровод (фар. føroyskur dansur)...
...или традиционный забой китов (фар. grindadráp), который занимает важное место в менталитете жителей Фарер.
В картине Микинеса 1942 г. шокирует и сам сюжет, и адский цветовой контраст между черной массой фигур, массивным черным телом животного, и водой ярко-красного цвета. В этой работе можно увидеть, схематизированные лица, больше похожие на маски, – Микинес все больше приближался к абстрактной живописи.
Таким образом, нематериальное культурное наследие превратилось в живописные темы, которые художники вновь и вновь трактовали по-новому в последующие десятилетия. Например, как в инсталляции «Китовая охота» (2019), которая сделана из 32 000 пластиковых игрушечных солдатиков, поднимается сразу две темы: забой китов и загрязнение океанов пластиком.
Еще немного современного фарерского искусства:
При подготовке статьи была использована коллективная монография Nordic Painting: The Rise of Modernity (2016) и информация с сайта Ассоциации фарерского искусства (Listafelag Føroya).
#скандинавскоеискусство #скандинавия #фарерскиеострова