Каждый год в России появлялись сотни, если не тысячи художников. Помимо армии талантливых и не очень самоучек были выпускники училищ, рисовальных школ, многочисленных иконописных мастерских. Главная кузница кадров – Академия художеств - ежегодно выпускала десятки мастеров, самые перспективные из которых поощрялись медалями, а главный финалист итогового конкурса отмечался большой золотой медалью. Но имена даже большей части победителей в итоге канули в небытие или, в лучшем случае, знакомы в основном «злостным» любителем живописи. Репин, Поленов, Мясоедов на слуху. А вот их современника талантливого художника Е. С. Сорокина вспоминают намного реже, хотя при жизни он пользовался успехом и позже сам преподавал.
Евграф Семёнович Сорокин родился в 1821 году в посаде Большие Соли Костромской губернии (сейчас пгт Некрасовское в Ярославской области). Удивительно, но в небогатой мещанской семье из глубинки из 13 детей четверо стали художниками. Евграф и его младшие братья Павел и Василий в итоге стали академиками АХ – редкий случай по тем временам. Львиная доля провинциальных художников начинали учебу в иконописных мастерских. Сорокин учился у ярославского иконописца И. Ф. Телегина, расписывая под его руководством церкви. Священник И. П. Тихомиров, в приходе которого Сорокин работал, дал ему дельный совет – написать картину к приезду императора Николая I в Ярославль. Сорокин совету последовал и продемонстрировал полотно «Пётр Великий, за обедней в соборе, замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нём даровитого живописца». Намёк был понят. В 1841 году по Высочайшему повелению Сорокин был отправлен на учёбу в Императорскую Академию художеств с денежным пенсионом из Императорского кабинета по 350 рублей серебром в год – невиданная удача по тем временам. С семьёй священника Тихомирова Сорокин продолжил общение дальше и дружил с его сыном.
Во время обучения художник успел собрать все возможные медали, включая большую золотую, дававшую право на пенсионерскую поездку за границу. Художник Мясоедов, описывая свои юные годы и суровый быт, упоминал курьёзный случай: «Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла и за восемь копеек – с кашей на масле. Там же обедал и прославившийся уже, выходивший тогда на конкурс Е. Сорокин, к живописи которого мы относились с благоговением. Однажды мы не утерпели и обратились к Сорокину с вопросом: "Скажите, на каком масле вы пишете свои этюды так, что они у вас не тускнеют?" Сорокин, уплетая кашу, ответил: "На всех маслах"».
Золотую медаль Сорокин получил в 1849 году за полотно «Ян Усмошвец останавливает быка, при владении Россиею великого князя Владимира». Картина посвящена истории древнерусского богатыря. Согласно легенде в 992 году печенеги пришли из-за Сулы на берега Трубежа и стали вызывать на состязание местных жителей, но желающих не находилось. Когда великий князь Владимир уже решил, что своего Давида у них нет, пришёл некий старик и предложил кандидатуру своего сына. Чтобы продемонстрировать свою силу, приглашённый богатырь схватил бежавшего мимо быка и вырвал у него кожу с мясом. Печенежский силач был побеждён, и незваные гости ушли. Князь Владимир заложил на месте поединка город, дав ему название Переяслав, якобы потому, что здесь русский богатырь «перенял» славу печенежского. Однако город этот упоминался и до этого. Конечно, с точки зрения современного зрителя, русский богатырь, в обнаженном виде нападающий на бедное парнокопытное – это нонсенс, но академическое искусство даже такие сюжеты часто переносило в античные декорации. На заднем плане мы видим более привычных воинов в шишаках и кольчугах (правда, и в них чувствуется что-то античное). Большая золотая медаль давала право на пенсионерскую поездку за границу. Художник посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Сирию и Египет.
В 1859 году Сорокин вернулся в Россию и вскоре получил должность преподавателя живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В начале своего творческого пути художник писал довольно много жанровых сцен, в том числе из итальянской жизни. Однако позже он писал преимущественно религиозные сюжеты. За полотно «Благовещение» он получил звание академика АХ.
За работы в храме Христа Спасителя Сорокин в 1878 году получил звание профессора АХ. Немножко отойдя от темы искусства в сторону вопросов более прозаичных, можно сказать пару слов об этом заказе. Для работы в строившемся храме Сорокина пригласил художник А. Т. Марков, под руководством которого тот когда-то учился в АХ. Марков, по воспоминаниям современников, был талантливым педагогом и при этом посредственным художником, зато явно имел большие связи. Коллеги его даже ехидно прозвали «Колизей Тарасовичем», за то, что по возвращении из-за границы он представил в АХ эскиз «Христианские мученики в Колизее», но так ничего в итоге и не написал. Работ у него вообще было мало, поэтому у многих вызывало как минимум недоумение, почему такой масштабный проект был доверен именно ему. А. П. Боголюбов в книге «Записки моряка—художника» утверждает, что Марков в качестве гонорара получил 110000 рублей – огромные деньги по тем временам, и большую часть работы передал помощникам, набранным из числа своих учеников в АХ. Среди них были Крамской, Марков и Сорокин. Гонорары у них были намного меньше. Сей факт с одной стороны можно было бы назвать субподрядом, а с другой – коррупцией.
Сорокин расписывал и другие храмы
Большая часть жизни в России у Сорокина связана с работой в знаменитом училище. Ученики его любили, хотя со временем академический стиль стал им не так интересен. Художник Коровин вспоминал: «Сорокин был замечательный рисовальщик, блестяще окончил Академию художеств в Петербурге и получил золотую медаль за программную большую картину и был отправлен за границу, в Италию, где пробыл долгое время. Рисовал он восхитительно. Это единственный рисовальщик-классик, оставшийся в традициях Академии… Е.С. писал большие работы для храма. Они многочисленны, и все его работы сделаны от себя. Он умел рисовать человека наизусть. Только платье и костюм он списывал с манекена. Краски его были однообразны и условны. Святые его были благопристойны, хороши по форме, но как-то одинаковы. Живопись была покойной, однообразной. Нам нравились его рисунки углем, но живопись его ничего нам не говорила».
О частной жизни художника известно мало. Он был женат на Анне Семёновне Поповой, из известного рода купцов-чаеторговцев Поповых, выходцев из его родного посада Большие Соли.
Другие картины автора
этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#история #искусство #живопись #картина #художник