Наша школа фигурного катания на протяжении последних десятилетий зарекомендовала себя сильнейшей в мире. У России вместе с СССР наибольшее количество медалей Олимпиад, а отечественные специалисты популярны по всему миру.
Одними из родоначальников великих побед стала пара Горшков — Пахомова, которые стали первыми, кто представил танцы на льду в олимпийских соревнованиях. Во многом благодаря им этот вид вообще появился в программе Игр.
Хотя этого успеха могло и не быть. За год до Инсбрука-1976 Александр Горшков мог закончить со спортом.
Невероятный прорыв
По собственному признанию, Александр Горшков не должен был оказаться на льду. Появившись в школе фигурного катания по настоянию матери осенью 1952 года, он продержался ровно до наступления морозов. Как только стало возможным выходить на лед, 6-летний Горшков, не умевший кататься на коньках, отбор в группу не прошел.
Юноша совсем не расстроился, но мама настояла. Потренировавшись самостоятельно во дворе и немного освоив предмет, Александр вернулся в группу, притворившись, что пропустил начало зимнего сезона из-за болезни. Другие ученики, к счастью, поверили в эту легенду, а тренер убедился в прогрессе мальчика.
Однако ни в одиночном, ни в парном катании больших успехов добиться не получилось, так что будущий чемпион вынужден был выбирать самый экстравагантный в то время вид — танцы на льду:
— И в один прекрасный день мой тренер Ирина Никифорова говорит: давай-ка попробуем тебя в танцах? Я ответил, что не против, — говорил Горшков.
После того, как уже известная на тот момент Людмила Пахомова перестала кататься вместе с Виктором Рыжкиным, Горшков неожиданным образом оказался в паре с чемпионкой СССР. Это случилось сразу после неудачного чемпионата мира 1966 года, где Пахомова с первым партнером заняли лишь 10-е место.
Надо отметить, что к тому моменту доминация в этом виде была за британцами и американцами. На чемпионатах мира 1966, 1967 и 1968 годов эти страны занимали весь пьедестал.
И в условиях этого невероятного превосходства над всеми соперниками уже в 1969 году, через три года после начала совместной работы, наш дуэт сенсационно выиграл серебро на мировом турнире. Просто невероятный прорыв.
Угроза жизни
После такого подъема советская пара не отдала ни одного золота чемпионатов мира. Однако самая ценная медаль для любого спортсмена — олимпийская — пока была недоступна. Танцы на льду просто не были представлены в программе Игр.
— Впервые об олимпийских перспективах танцев заговорили в 1968 году, когда МОК пригласил десять сильнейших пар мира на Олимпийские игры в Гренобле. Мы с Милой вошли в эту десятку, и там нам надо было продемонстрировать руководству МОК, что собственно танцы на льду из себя представляют, — вспоминал Горшков.
Продемонстрировали, но лишь спустя семь лет стало ясно, что этот вид фигурного катания будет впервые представлен на Олимпийских играх в Инсбруке-1976. К тому моменту Александр вместе с Людмилой были уже пятикратными чемпионами мира. Естественно, на Олимпиаду они должны были ехать главными фаворитами.
Возвращаясь с очередного триумфального чемпионата Европы-1975 года, фигурист почувствовал боль в спине:
— Случился спонтанный пневмоторакс, это означает, что у меня был разрыв плевры легкого, и воздух попал в межплевральную полость. Но это стало известно только потом, а в тот момент я почувствовал, что со мной что-то не то, и сказал об этом Елене Анатольевне (Чайковской — тренер дуэта), — рассказывал Горшков РИА Новости Cпорт.
Спортсмен три дня провел дома и только когда кровь начала заполнять разорванную полость в легких, Горшков оказался в больнице. Вопрос стоял очень остро: либо операция, либо смерть. За несколько месяцев до Олимпиады.
— И я оказался на операционном столе. Благодаря мастерству Михаила Израилевича Перельмана, который оперировал меня в течение пяти или шести часов, мечту удалось спасти.
Невероятная воля
Однако успешно проведенная операция еще не гарантировала участие в Играх:
— Знаешь, не хочу тебя расстраивать, но после того, что с тобой произошло, ты через полгода еще только с авоськой за кефиром ходить будешь, — сказал дежурный врач Горшкову через несколько дней после операции.
Фигурист настоял на своем: убедил врачей в своей готовности и через месяц после больницы отправился на чемпионат мира 1976 года в Колорадо-Спрингз, но выступить там не смог. Объем легких сократился вдвое, а на высоте 2000 метров тяжело дышать под нагрузками даже для полностью здорового человека.
Невзирая на боль и отсутствие постоянной практики, Горшков и Пахомова сделали невероятное и выиграли первое олимпийское золото в танцах на льду:
— Наверное, смешанные чувства у меня были, фейерверк разных эмоций. Радость от того, что все получилось, что справились, что все закончились, радость от победы и того, что цель, к которой шли все эти годы, достигнута, и, конечно же, гордость, что звучит именно наш, советский гимн. И одновременно некоторая грусть.
Вот так сдержанно, даже немного застенчиво вспоминал тот исторический триумф Горшков.
17 ноября великий чемпион скончался в Москве после острого инфаркта миокарда. Смерть президента Федерации фигурного катания на коньках России стала шоком для всего сообщества:
— Он и как спортсмен сделал очень много, первым в истории стал олимпийским чемпионом в танцах на льду, и как руководитель сделал многое для развития фигурного катания. С его миролюбивым, дипломатичным характером только он мог удерживать те страсти, которые сейчас происходят в фигурном катании, — рассказала Ирина Роднина "Матч ТВ".
Действительно, только с таким набором качеств было возможно справиться с теми трудностями, которые выпали на предолимпийский год и на всю карьеру Александра Горшкова в качестве руководителя нашей федерации. Великая победа и великая жизнь, навсегда ставшая историей.