Слышала об этом фильме мельком и не обращала на него внимания – у него не особо цепляющие описание и постер. Но в силу факторов – те, кто смотрел “Улыбку”, вспоминают It Follows, также я и сама смотрела The Watcher с Майкой Монро в главной роли, а в It Follows тоже она, да и параноидальные сюжеты The Watcher и It Follows опять же похожи – любопытство взяло верх. Захотелось понять степень “родства” между “Улыбкой” и It Follows и оценить игру Майки Монро в триллере с похожим сюжетом (всё же когда актёр/актриса умеют перевоплощаться в одних и тех же историях – это уровень).
Если все эти три фильма посмотреть один за другим, то всё перемешается в одну большую абстрактную картину, типа “Обнажённая, спускающаяся по лестнице” Марселя Дюшана. На картине сразу не понять, что это вообще женщина, не говоря о том, что она ещё и обнажённая. Нужно подойти к вопросу серьёзно – рассмотреть под лупой и покопаться в деталях, чтобы понять, что же хотел сказать художник.
Вкратце о каждом из упомянутых фильмов. “Улыбка” – это триллер о психологической травме, которая живёт в человеке, от которой избавиться невозможно. Главная героиня психиатр Роуз становится свидетелем самоубийства своей пациентки, после чего с ней самой начинает твориться что-то ужасное. Травма управляет её жизнью, не позволяя вырваться из определённого типа поведения.
В The Watcher Джулия (в исполнении Майки Монро) с мужем переехали в Бухарест, где она обнаруживает, что некто из дома напротив наблюдает за ней из своего окна, а ухудшается ситуация, когда она решает проверить, не мерещится ли ей этот наблюдатель. Она помахала ему рукой, он махнул в ответ. Он воспринял это знаком к началу общения.
В “Оно” (It Follows) девушка Джей (тоже Майка Монро), обладая привлекательной внешностью и очарованием, не может пожаловаться на одиночество. Поклонники у неё есть. С одним из них она мило пообщалась, и в итоге они слегли в кровать (на заднее сиденье его авто) в страстном сексе. После этого он сообщил, что передал ей своё проклятие. Если она переспит с кем-нибудь дальше, проклятие уйдёт.
Выше всего в списке этих триллеров я поставлю именно “Улыбку”. У него есть форма, он подробно расписывает одержимое “болью” подсознание, которое мчится по кругу прочь от преследования, а хитрая проблема настигает его за новым поворотом. Проблема тут проработана.
Сходство с It Follows лишь в том, что нечто передаётся от одного к другому, а дальше надо найти выход. Только в It Follows всё сводится к тому, что Джей просто нужно выбрать, с кем переспать, а до этого успешно убегать от только ей видимого преследователя. Да, тема прослеживается – тема преследования. По манере съёмки хорошо передаётся состояние неприятного подсматривания со стороны – оператор использует нестатичную камеру, изображение “прыгает”, напоминая документальное кино, словно всё происходит здесь и сейчас. А также мне понравилось световое оформление планов – местами это только фонарный столб, местами – свет от сигналов полицейского автомобиля, словом, это вызывает тревогу, потому что ассоциируется с опасностью. И это создаёт тревожное ощущение при просмотре.
Снова да, преследование – это главная тема It Follows, человек находится под напряжением от того, что есть бесконечная слежка, которая может быть от кого угодно. Некое “Оно” вбирает в себя собирательное понятие (это и слухи, и новости, и любой поток информации, либо назойливый интерес, нежелательный). По стилю триллер “Оно” похож даже на “Чёрные очки” Дарио Ардженто. Только здесь нет крови, а напряжение такое же. Прямо-таки американское джалло. Но несмотря на такие выводы, превышает какая-то нелепость от этого триллера. Это больше молодёжная страшилка про секс. Некое "оно" передаётся через секс, найди только, кого ты этим проклянёшь. Короче, е…ь теперь с этим как хочешь.
Что касается Майки Монро, то особенных восторгов она у меня не вызвала, уж буду честной. Она просто попала в типаж для исполнения роли девушки-жертвы, в которой проснулся бойцовский дух.
Из примечательного в “Оно” отмечу цитирование в течение всего фильма романа Ф.М. Достоевского “Идиота”. Девушка Яра с интересом читала его и озвучивала периодически выдержки, подходящие по смыслу в данный момент. Например, “Мне кажется, если, например, неминуемая гибель, дом на вас валится, то тут вдруг ужасно захочется сесть и закрыть глаза и ждать” ... И в этот момент ушлый любовник выбрасывает Джей из своего автомобиля на газон возле дома.
Дополнительно к Достоевскому в триллере звучит “Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока” американо-британского поэта Томаса Стернза Элиота. …”может, после чая и пирожного не нужно заходить на край возможного”… Возможно, это стихотворение поддерживает тему преследования, звучит один раз, но украшает триллер своим присутствием. По сюжету Пруфрок мучается от неразделённой любви к своей даме (в триллере это Пол, который влюблён в Джей, а она не обращает внимания до поры), а ещё, как я отыскала информацию, общий смысл этого произведения в том, что оно поднимает тему боязни того, что может ещё произойти. Финал “Оно” как раз поддерживает этот тезис, когда Пол и Джей идут по улице, а какая-то фигура следует позади.