"Когда идёшь по полётной палубе « Джорджа Буша » (вошёл в строй в 2009 году) , возникает чувство сожаления по поводу того, как Великобритании удалось растратить своё с трудом завоеванное лидерство в области инноваций. Великобритания стала пионером морской авиации, изобрела паровую катапульту, угловую палубу и автоматизированную систему посадки («фрикадельки» на американском слэнге), не говоря уже о реактивном двигателе, радаре и паровой турбине, которая является основой движения суперавианосца . Хотя это и прискорбно, класс " Куин Элизабет" не будет иметь катапульт и финишёров, в том числе и по финансовым причинам.
В чисто боевом плане наш авианосец пока сильно отстает от ВМС США. 12-14 самолетов на борту "Куин Элизабет" не сравнимы с 44 самолетами «Джорджа Буша » в этом развертывании (с местом для авиагруппы до 90 самолетов). Наличие катапульты означает, что «Джордж Буш» также использует специальные самолеты радиоэлектронной борьбы (Growlers), самолеты-дозаправщики (адаптированные F-18) и EC3 Hawkeye, которые имеют примерно вдвое большую радиолокационную дальность, чем британские вертолёты ДЛРО".
Но в кое чём британский корабль всё же превосходит соперника.
"Куин Элизабет" кажется более комфортабельным кораблем с автоматизацией повсюду, в то время как у «Джорджа Буша » более рабочий интерьер. Хорошим примером является сравнение столовой старшин на борту « Буша » и эквивалентной столовой на QE. Обе столовые выполнены в стиле кафетерия, но на QE она гораздо больше, с коврами и подвесным потолком. На "Буше" кабели и трубопроводы выставлены напоказ, побеленные переборки и линолеумный пол создают жесткую, утилитарную атмосферу".
А теперь, что они пишут о новейшем "Джеральде Р. Форде".
"14 ноября новый авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» прибыл в воды Великобритании для своего первого визита в Европу. Корабль водоизмещением 100 000 тонн — самый большой, самый дорогой и, возможно, самый мощный военный корабль из когда-либо построенных.
Командир корабля кэптэйн Пол Ланциолотта сказал: «Этот корабль крутой, великолепная система систем, высокие технологии повсюду»
На вопрос, готов ли он к бою, командир сказал: "Хотя мы мы находимся на высоком уровне готовности, мы все еще работаем над тем, чтобы подняться на самый верхний уровень, и нам еще предстоит проделать некоторые работы".
Из 23 новинок главной темой является движение к электрификации. Два ядерных реактора имеют новую и более мощную конструкцию, позволяющую паровым генераторам генерировать почти в 3 раза больше мощности, чем у "Нимица", и пиковое напряжение до 13 800 В. Помимо обеспечения энергией большинства систем корабля, это оставляет большой резерв для установки оружия направленной энергии или более мощных сенсоров в будущем.
Наиболее громким нововведением стало внедрение электромагнитной системы запуска самолетов (EMALS), заменившей паровые катапульты.
Если смотреть на палубу, система EMALS выглядит почти так же, как паровая катапульта, но под палубой система совершенно другая. Под палубой также есть заправочные и электрические станции, закрытые небольшими люками, что позволяет экипажам подключать самолеты напрямую, избегая необходимости прокладки шлангов или кабелей по палубе.
Основным преимуществом этой системы является меньший износ самолета, поскольку можно точно рассчитать стартовую мощность. Типичный паровой пуск обеспечивает скорость на 50 узлов выше, чем требуется, но оператор EMALS может выбрать точную тягу, необходимую для конкретного типа самолета, загрузки топлива/оружия и ветровых условий. Эта точность будет особенно важна в будущем, поскольку позволит значительно уменьшить катапультную силу для небольших типов самолетов без экипажа.
Большинство авиаторов сообщают, что и взлет с катапульты, и посадка с задержкой выполняются на Ford немного более плавно, чем на классе Nimitz. EMALS также экономит место, устраняя необходимость транспортировки пара из ядерных реакторов, а также конденсаторов и водоочистных сооружений.
Усовершенствованное тормозное устройство (AAG), разработанное для «Джеральд Р. Форд» , позволяет принимать большее количество самолетов, а также снижает нагрузку на планер. Поглотители энергии состоят из простых водяных турбин, соединенных с асинхронным двигателем для точного управления тормозящими силами . Компьютеры быстро рассчитывают натяжение тросов, чтобы удерживать самолет в центре и максимально плавно замедляться.
Advanced Weapons Elevator (AWE) - усовершенствованный оружейный лифт. У "Форда" 11 AWE, и неполадки с ними были одной из давних технических проблем, которые задержали его ввод в эксплуатацию. Коммандер Джим Фиш, офицер вооружения корабля, сказал, что лифты теперь «работали как чемпион », и не было никаких проблем, которые его техники не могли бы решить самостоятельно при этом развертывании. Лифты перемещаются за счет электромагнитной индукции без использования гидравлики и кабелей.
AWE рассчитаны на нагрузку в 10,8 тонн боеприпасов и могут двигаться со скоростью 45,7 метров в минуту. По сравнению с канатными подъемниками Nimitz, которые рассчитаны на 4,5 тонн и 30,5 метров в минуту, это обеспечивает значительное увеличение скорости вылета, поскольку самолет может быть вооружен быстрее и безопаснее. "Ford" может выдерживать около 160 самолето-вылетов в день по сравнению со 140 у "Nimitz".
7 AWE нижней ступени доставляют оружие из складов вооружений в места сборки, а еще 4 малых AWE верхней ступени доставляют готовое оружие на полётную палубу для размещения под крылом самолета. Что интересно, на складах боеприпасы по-прежнему в основном перемещаются вручную персоналом с использованием транспортных тележек и погрузчиков.
На «Форде» есть некоторые улучшения в стандартах размещения, и моряки сообщают, что еда была лучше, чем на других кораблях, на которых они служили. Однако многие младшие военнослужащие по-прежнему спят в кубриках на 40 человек с трехъярусными койками, в то время как на HMS Queen Elizabeth они имеют имеют двухъярусные кровати в 6-местных каютах и удобные столовые с ковром и мягкой мебелью.
Основная судовая команда "Форда" насчитывает около 2600 человек, что примерно на 25% меньше, чем 3500, необходимых для Nimitz. Однако авиакрыло добавляет еще 2400 человек.
Во время нахождения в Британии моряки авианосца массово посещали берег, куда их доставляли различными плавсредствами, поскольку возможности пришвартоваться из-за огромных размеров у корабля не было.
На снимке - перед съездом на берег, традиционно теперь в гражданской одежде:
Впрочем, завершается статья вполне стандартно для англичан в последнее время такой подписью под снимком:
Прощальный привет. Буксир SD Tempest помогает "Ford" повернуть на восток вниз по реке Солент 18 ноября. Часть стального морского кольца вокруг России, наряду с HMS Queen Elizabeth, Ford является одним из 5 союзных авианосцев, которые в настоящее время развернуты на учениях или операциях в Евроатлантическом регионе, демонстрируя скоординированное единство, силу и решимость НАТО.
А так-то России никто не угрожает, о чём вы?
*****
Ещё о современных авианосцах:
Какого размера авианосцы нужны Британии? Ну, и России, конечно
Ну, и вообще о службе на них в недавние времена:
................................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь