Артур Эдвард Уэйт - всемирно известный британский мистик, оккультист и масон. Сегодня мы знаем его, в основном, как соавтора одной из колод таро, «колоды Райдера-Уэйта», однако его личность была гораздо шире и не ограничивалась чем-то одним. Уэйт написал множество авторитетных трудов на тему оккультизма и эзотерики, таких как «Церемониальная магия», «Черная магия и Эвокация Демонов» и другие. Его биограф, Р. А. Гильберт, писал: «Имя Уэйта сохранилось, потому что он был первым, кто попытался систематически изучить историю западного оккультизма, показав его как духовную традицию, а не как часть протонауки или как религиозную аномалию».
ТРУДНОСТИ, НИЩЕТА И КНИГИ
Артур Эдвард Уэйт родился 2 октября 1857 года в городе Бруклин, штат Нью-Йорк, США. Отец Артура, капитан Чарльз Уэйт, погиб в самом расцвете своих сил, оставив свою неофициальную жену Эмму Ловелл одну с двумя маленькими детьми, Артуром и Фредерикой. Родители Уэйта не успели заключить официальный брак, поэтому их дети считались незаконнорождёнными.
Вскоре смерти Чарльза мать Артура, дочь богатого лондонского торговца, приняла решение вернуться в Англию. Семья Ловелл была достаточно состоятельной, чтобы обеспечить блестящее будущее Уэйту, однако здесь свою роль сыграло то, что дети Эммы были незаконнорожденными. Из-за этого родственники приняли их очень холодно, что повлекло за собой отречение Эммы от своей семьи и принятие католичества (в противовес англиканской церкви) в 1863 году. Естественнно, после такого родственники не хотели помогать ей и детям материально, поэтому семье будущего мага пришлось нищенствовать, скитаясь по трущёбам Лондона.
Сам Артур вскоре бросил учёбу в небольшой частной школе, не получив таким образом полноценного образования. Несмотря на это, он часто проводил время с книгой в руках, читая про средневековую и готическую литературу, каббалу и оккультизм. Совместно с изучением всего этого Артур был захвачен духом католической церкви: возвышенной, грандиозной и одухотворённой. До семнадцати лет его можно было назвать верующим человеком, однако после смерти своей сестры Фредерики в 1874 году Уэйт утратил веру в церковь и обратился к магии вполную силу.
В двадцать один год Артур начинает регулярно посещать библиотеку Британского музея, жадно изучая всё, что связано с эзотерикой. Так в 1881 году ему на глаза попадаются труды Элифаса Леви. Уэйт всё больше втягивается в это, общаясь с другими мистиками. Так, благодаря содействию Эдварда Берриджа, в июне 1891 года он проходит посвящение в Герметический орден «Золотая Заря».
НАЧАЛО МАГИЧЕСКИЙ КАРЬЕРЫ
Несмотря на своё увлечение мистикой, Уэйт, вероятно, с самого начала относился к «Золотой Заре» с некоторой толикой скептицизма. Получив несколько начальных степеней, он оставил орден, однако через некоторое время вновь примкнул в нему.
В 1898 году у Уэйта выходит "Книга черной магии и договоров", которая привлекла внимание юного Алистера Кроули,в последующем ставшего не менее известным оккультистом. Он написал письмо Уэйту, в котором просил рассказать, не существует ли какого-нибудь "тайного храма", куда он мог бы обратиться. Уэйт умолчал о существовании «Золотой Зари» и посоветовал молодому человек почитать что-нибудь из мистики, вроде работы "Тучи над Храмом" мадам де Штайгер. Такой жест оскорбил Алистера и потому вскоре он опубликовал не один резкий отзыв об Уэйте и его произведениях.
«Уэйт - автор не только самый тяжеловесно-пошлый и самодовольно-прозаичный, с претенциозной тяжеловесностью языка, но и самый многословно-болтливый», - писал Кроули.
ОБРАЩЕНИЕ К МАСОНАМ
В конце 1890-х Артур Уэйт начинает увлекаться жизнью и теориями Луи Клода де Сен-Мартена и в мае 1901 года издаёт посвященную ему, "Тайную доктрину". Работа Уэйта стала популярной и её заметил Папюс, известный оккультист и основатель ордена мартинистов. Общение с ним и разочарование в ритуалах «Золотой Зари» вскоре побудили Уэйта обратиться к масонству. В сентябре 1901 года он вступает в масонскую ложу в Букингемшире. Впоследствии он весьма продвинулся на этом поприще и опубликовал ряд трудов посвященных масонству: "Новая Энциклопедия Масонства: Обряды, Литература, и История" и "Символическое Масонство".
Артур Уэйт был по-настоящеу увлечен идеями масонов и хотел привнести их в Герметический орден. Вскоре ему улыбнулась удача: в 1903 «Золотая Заря» раскололась и одну из его частей возглавил Уэйт. В том же году он объявил, что орден должен заниматься исключительно христианским мистицизмом. Руководствуясь этими идеями, Уэйт и его коллега М. У. Блэкден основали в Лондоне храм, использовав старое название - "Исида-Урания". Чтобы создать посвятительные ритуалы для "исправленного" ордена, Уэйт достаточно много путешествовал по Европе и собирал масонские ритуалы.
Интересный факт: многие годы бытия масоном, Уэйт собрал все масонские степени, включая самые редкие и странные. Таким образом, он на практике доказал, что суть масонства в духовных поисках. «Цель - ничто, движение - всё».
ОБРАЩЕНИЕ К ТАРО И СОЗДАНИЕ ЗНАМЕНИТОЙ КОЛОДЫ
Наибольшую известность Уэйту принесла работа по созданию колоды таро, которая он нарисовал вместе с художницей Памелой Колмен Смит. Колода должна была наглядно представить положения книги Уэйта "Иллюстрированный ключ к Таро". В 1910 году она была опубликована издателем Райдером и получила известность как колода Райдера-Уэйта. Главным новшеством колоды стало то, что Младшие Арканы были проиллюстрированы в духе, напоминающим об их прорицательном значении. Большинство карт колоды получили буквальное выражение, к примеру, Четверка Мечей была представлена как четыре меча. Уэйт также переменил традиционные положения арканов "Правосудие" и "Сила".
Подводя итог, стоит упомянут, что перу Уэйта также принадлежат книги "Настоящая история розенкрейцеров" и "Тайная традиция алхимии"; он перевел ряд работ Элифаса Леви и Папюса, переиздал некоторые работы известных мистиков и алхимиков (например, Томаса Вогана). Словом, внёс большой вклад в развитие западной магической традиции.
Артур Уэйт умер в 1942 году.