«Это у вас яблоко, или вы так рады меня видеть?» - спросила королева Анна у герцога Болоньи. В 1535 году Фабрицио предстал перед английским Двором. Его внушительный гульфик вызвал смех у придворных, но озадачил государя. Ему и самому нравилась эта деталь мужского туалета, но он всегда предпочитал куда более скромные «заслонки». С тех пор гульфики для себя Генрих VIII велел заказывать большего размера, чем, действительно, требовалось.
На самом деле, история с герцогом Фабрицио из Болоньи – это исторический анекдот. Такого правителя в 1535 году обнаружить в итальянской области не удалось. Наследными правами на Болонью обладал некий Аннибале II Бентивольо, и в Англии он не появлялся, у него хватало забот на родине… Однако в истории костюма XVI века действительно отмечен факт – мужчины всех возрастов старались сделать один из элементов своего наряда пышнее, ярче и контрастнее.
Прорезь на брюках, которую закрывали определенным клапаном, появилась в мужском костюме задолго до шестнадцатого века. Но именно в тюдоровскую эпоху гульфик буквально «расцвёл». При королеве Елизавете I была написана пьеса «Коварно обманут», которая с успехом шла на разных театральный сценах. Один из героев, Уилл Крикет, в ней объясняет, почему его находят столь привлекательным:
«У меня красивое лицо, - говорит Уилл, - пышная борода, я строен и у меня замечательный гульфик».
Занятно, что в двадцатом веке эту пьесу поставили в США, и режиссеру пришлось пойти на подлог – у костюмов не было знаменитого элемента. «Что поделать, - вздыхал он, - наши современники могут этого не понять. И всем будет неловко».
Гульфик потому стал такой заметной деталью, что изменчивая мода «укоротила» мужские дублеты и плащи. Столетием ранее носили куда более длинные накидки! А вот на рубеже XV-XVI веков они стали едва доходить до колен. А потом сделались ещё короче! И если король Англии Эдуард IV законодательно требовал от придворных «прикрывать части себя», то при Генрихе VIII взгляды изменились.
Да и на континенте вошли в моду очень короткие камзолы! Достаточно посмотреть картины Брейгеля, чтобы в этом убедиться. Рукава стали пышными, а вот брюки, наоборот, предельно обтягивающими. И при них – тот самый гульфик.
Исследователь моды Виктория Миллер писала так: «Гульфик был связан с идеей маскулинности. С представлениями о военной силе. Изначально он красовался на доспехах рыцарей, выполняя защитную функцию».
Король Генрих VIII был одержим идеей силы. Вполне возможно как раз потому, что ему неоднократно приходилось убеждаться, что… с его собственными силами не всё в порядке. Меняя жён, он рассчитывал добиться рождения наследника. Но долгожданного сына ему подарила только третья жена. И всё! Других мальчиков у этого Тюдора больше не было (даже бастард не дожил до взрослого возраста).
В политическом плане над Генрихом попеременно одерживали верх то король Франции, то император Священной Римской империи, Карл V. Не оттого ли английский государь столь тщательно подбирал костюмы, что хотел доказать окружающим: он сильнее, чем многие привыкли думать? Гульфик стал для короля олицетворением той самой маскулинности - дескать, смотрите, я в строю и на многое способен! Наверное, это идёт из самого инстинкта – связывать такой элемент одежды с символами плодородия.
Моралисты высмеивали гульфики на все лады. Джордж Стаббс с презрением писал:
«Кто может считать привлекательными эти дублеты, которые выпячивают живот? И эти бросающиеся в глаза гульфики?».
Ему вторил учёный из Уэльса Гебрий Харви: «стручковые украшения»! Только так он называл модный аксессуар. А в немецких землях поборники морали придумали для гульфика еще одно определение: schamkapsel. Что в переводе означает «стыдная капсула».
Взлёт гульфика был столь же стремительным, как и его падение. Уже в конце XVI века фокус внимания сместился на… лицо. Демонстрировать силу стало необязательно, а вот выразительные лица очень ценились. И подчёркивали их огромные, плоёные, белоснежные воротники. Узкие лосины вышли из моды. У модников следующей эпохи появились другие «брюки» - с пышными складками вокруг бёдер. А в XVII веке красавцы при Дворе Людовика XIV надевали похожие на юбку ренгравы. И снова моралисты смеялись, а дамы аплодировали – мода, такая мода…
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!