Найти тему
Ника Марш

Гульфик - гордость короля

«Это у вас яблоко, или вы так рады меня видеть?» - спросила королева Анна у герцога Болоньи. В 1535 году Фабрицио предстал перед английским Двором. Его внушительный гульфик вызвал смех у придворных, но озадачил государя. Ему и самому нравилась эта деталь мужского туалета, но он всегда предпочитал куда более скромные «заслонки». С тех пор гульфики для себя Генрих VIII велел заказывать большего размера, чем, действительно, требовалось.

кадр из сериала "Тюдоры"
кадр из сериала "Тюдоры"

На самом деле, история с герцогом Фабрицио из Болоньи – это исторический анекдот. Такого правителя в 1535 году обнаружить в итальянской области не удалось. Наследными правами на Болонью обладал некий Аннибале II Бентивольо, и в Англии он не появлялся, у него хватало забот на родине… Однако в истории костюма XVI века действительно отмечен факт – мужчины всех возрастов старались сделать один из элементов своего наряда пышнее, ярче и контрастнее.

Прорезь на брюках, которую закрывали определенным клапаном, появилась в мужском костюме задолго до шестнадцатого века. Но именно в тюдоровскую эпоху гульфик буквально «расцвёл». При королеве Елизавете I была написана пьеса «Коварно обманут», которая с успехом шла на разных театральный сценах. Один из героев, Уилл Крикет, в ней объясняет, почему его находят столь привлекательным:

«У меня красивое лицо, - говорит Уилл, - пышная борода, я строен и у меня замечательный гульфик».
крестьянская свадьба Питера Брейгеля прекрасно демонстрирует моду того времени
крестьянская свадьба Питера Брейгеля прекрасно демонстрирует моду того времени

Занятно, что в двадцатом веке эту пьесу поставили в США, и режиссеру пришлось пойти на подлог – у костюмов не было знаменитого элемента. «Что поделать, - вздыхал он, - наши современники могут этого не понять. И всем будет неловко».

Гульфик потому стал такой заметной деталью, что изменчивая мода «укоротила» мужские дублеты и плащи. Столетием ранее носили куда более длинные накидки! А вот на рубеже XV-XVI веков они стали едва доходить до колен. А потом сделались ещё короче! И если король Англии Эдуард IV законодательно требовал от придворных «прикрывать части себя», то при Генрихе VIII взгляды изменились.

Да и на континенте вошли в моду очень короткие камзолы! Достаточно посмотреть картины Брейгеля, чтобы в этом убедиться. Рукава стали пышными, а вот брюки, наоборот, предельно обтягивающими. И при них – тот самый гульфик.

Исследователь моды Виктория Миллер писала так: «Гульфик был связан с идеей маскулинности. С представлениями о военной силе. Изначально он красовался на доспехах рыцарей, выполняя защитную функцию».

портрет Дона Карлоса, сына короля Испании Филиппа II
портрет Дона Карлоса, сына короля Испании Филиппа II

Король Генрих VIII был одержим идеей силы. Вполне возможно как раз потому, что ему неоднократно приходилось убеждаться, что… с его собственными силами не всё в порядке. Меняя жён, он рассчитывал добиться рождения наследника. Но долгожданного сына ему подарила только третья жена. И всё! Других мальчиков у этого Тюдора больше не было (даже бастард не дожил до взрослого возраста).

В политическом плане над Генрихом попеременно одерживали верх то король Франции, то император Священной Римской империи, Карл V. Не оттого ли английский государь столь тщательно подбирал костюмы, что хотел доказать окружающим: он сильнее, чем многие привыкли думать? Гульфик стал для короля олицетворением той самой маскулинности - дескать, смотрите, я в строю и на многое способен! Наверное, это идёт из самого инстинкта – связывать такой элемент одежды с символами плодородия.

Моралисты высмеивали гульфики на все лады. Джордж Стаббс с презрением писал:

«Кто может считать привлекательными эти дублеты, которые выпячивают живот? И эти бросающиеся в глаза гульфики?».
портрет Лодовико Каппони кисти А.Бронзино
портрет Лодовико Каппони кисти А.Бронзино

Ему вторил учёный из Уэльса Гебрий Харви: «стручковые украшения»! Только так он называл модный аксессуар. А в немецких землях поборники морали придумали для гульфика еще одно определение: schamkapsel. Что в переводе означает «стыдная капсула».

Взлёт гульфика был столь же стремительным, как и его падение. Уже в конце XVI века фокус внимания сместился на… лицо. Демонстрировать силу стало необязательно, а вот выразительные лица очень ценились. И подчёркивали их огромные, плоёные, белоснежные воротники. Узкие лосины вышли из моды. У модников следующей эпохи появились другие «брюки» - с пышными складками вокруг бёдер. А в XVII веке красавцы при Дворе Людовика XIV надевали похожие на юбку ренгравы. И снова моралисты смеялись, а дамы аплодировали – мода, такая мода…

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!