Еще после первого "Шазама" мне очень хотелось поставить на жалких потугах WB и DC выглядеть "стильно, модно, молодежно" жирный крест и больше никогда к этому не возвращаться. Вот только куда там – избавиться от комиксов в большом кино нам еще долго не удастся. Есть крохотная толика надежды, что Джеймс Ганн что-то изменит в стане Бэтмена и Супермена в лучшую сторону, но пока остается признавать – более инфантильного кино, чем "Черные Адамы", "Шазамы" и прочие "Отряды самоубийц", не сыскать. Другой бы плюнул, но Киновед в штатском слишком зациклен на своих постоянных рубриках, а потому мы попробуем задаться вопросами о "Ярости богов". И не только вопросом "Что это такое было вообще?"...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Первый вопрос (на самом деле, нулевой) – о чем кино? В сиквеле Билли Бэтсон пытается стать самостоятельным и устоять на своих двоих, разделяя заботу об окружающем мире со своими братьями и сестрами. Внезапно Филадельфию атакуют Дочери Атласа – используя посох волшебника они лишают сил родственников Шазама, но в решающий момент в троице захватчиц происходит раскол. Калипсо призывает дракона, желая разрушить мир людей, а Геспера и Антея встают на сторону Билли. Никаких открытий новый фильм не несет, а подвешенное состояние всей Вселенной DC делает картину ненужной будущей обновленной серии – поэтому и вопросы мои скорее привязаны к слабой проработке текущего сюжета, а не к заделу на будущее. Какой уж тут задел...
Но – поехали!
Почему Геспера не защитила проход в Царство Богов?
Дочерям Атласа для возвращения своего древнего мира требуется семя Древа жизни из Золотого яблока – для этого Геспера поддается защитникам Земли и под видом пленницы проникает в Скалу Вечности. Там она крадет Яблоко и перемещается в Царство Богов. Всё, что ей нужно было сделать, чтобы предприятие ее сестер добилось успеха – уничтожить проход или хотя бы хорошенько его спрятать. Но героиня Хеллен Миррен словно специально оставила дверь приоткрытой. Без этого героям фильма, конечно, можно было сразу сдаваться. Насколько, видимо, был плох изначальный сценарий, если его пришлось шить такими нитками.
Как богини смогли нарушить закон Скалы Вечности?
И в первом, и во втором фильме было явно заявлено простое правило – в Скалу Вечности могут войти только избранные, те, кого Волшебник называет "чемпионами". Однако в "Ярости богов" мы видим сразу два нарушения этого закона. Сперва в Скалу доставляется Геспера – это можно объяснить только тем, что "чемпион" может провести кого-то с собой. А вот для появления в Цитадели Калипсо нет никакого объяснения – она может и дочь Атласа, но это не является пропуском в любую точку вселенной.
Почему Геспера не услышала Фредди и Волшебника?
Этот вопрос кажется мне продуктом неудачной работы монтажера, нежеланием сделать еще пару дублей или же прорехой в сценарии. Когда Фредди и Волшебник пытаются покинуть место своего пленения, они ведут себя довольно шумно – это не только шаги, но и разговоры, ничуть не прикрытые. Между тем, буквально в двух шагах от беглецов находится Геспера, которая почему-то ничего не слышит. Есть ощущение, что тут была вырезана какая-то сцена – не может же всё быть так глупо. Или может?
Почему Виктор и Роза не беспокоятся о детях?
На протяжении обоих фильмов глава семейства Виктор демонстрирует завидную невозмутимость сильно похожую на безразличие. Приемный отец главных героев вроде бы что-то соображает – он с подозрением относится к тому, что в дом попадают молнии, и задается вопросом, а не его ли дети являются той самой компанией супергероев, но отгоняет эту мысль. И пусть Виктор не может сопоставить то, что в момент появления волшебников его дети отсутствуют – больше удивляет его и Розы равнодушие к исчезновению их подопечных. Город накрыт куполом, но родителей нисколько не беспокоит тишина и пустота в доме.
Что мешало Калипсо отнять силы у Билли?
Вы же тоже это заметили? Настроенная крайне жестко Калипсо натравила на Филадельфию дракона и мифических монстров, отняла силы у всех волшебников города и лишила бессмертия собственную сестру, но не сделала главного. Дочь Атласа ни разу даже не попыталась лишить волшебного могущества Билли, хотя и предпосылки для этого, и средства реализации у нее для атаки были. Вместо посоха она использует дракона, вместо магии – физику, вместо верного средства – спорные эксперименты. Сценаристы были настолько наивны, что даже не стали прятать эту лажу?
Почему городские жители не любят супергероев?
Может, я что-то не уловил, но для меня остается непонятным прохладное и даже несколько враждебное отношение жителей Филадельфии к семье Шазама. В нескольких сценах, особенно в момент разрушения моста мы видим, что волшебники спасают десятки жизней и проявляют настоящий героизм. Но в ответ Билли и его родня подвергаются критике, высмеиванию и обвинениям в некомпетентности как в программах новостей, так и в личных встречах с горожанами. Я не вижу ни одной причины для вражды людей и супергероев, но авторы фильма на этом делают особый акцент.
Почему Калипсо не может уничтожить Гесперу?
В традициях худших фильмов категории Б "Шазам 2" выставляет Калипсо в идиотском свете – в развязке богиня делает всё для того, чтобы уступить в практически выигранной партии. По непонятным причинам Дочь Атласа на может справиться с сестрами, причем применяет к обеим странные методы. У Антеи героиня Люси Лью отнимает силы, но не уничтожает физически, а Геспера оказывается почти уничтожена драконом и падением, но не лишена своего могущества. Довольно дешевый трюк, который позволяет Билли обеих низвергнутых взять на свою сторону. За такое сценаристам должно быть стыдно.
Почему Дочери Атласа не пользовались атакующим преимуществом?
Довольно странно с самого начала выглядели столкновения богинь с волшебниками и атака города – имея все возможности творить безобразия на расстоянии, Дочери Атласа почему-то всегда предпочитали рукопашную. При этом действие посоха имеет приличную дальность, дракон тоже способен обжигать издалека, но изначально захватчицы выбрали тактику ближнего боя, на чем и погорели. Пулять энергией издалека Калипсо начала уже только под куполом в самом финале. Опять прореха в сценарии?
Почему Билли забыл, как работает посох?
Вы ведь помните первый фильм? Помните, как семья Билли стала волшебниками? Он передал братьям и сестрам энергию посоха. Что же мы видим в сиквеле – в "Шазаме 2" Бэтсон совершенно забыл обо всех магических свойствах посоха. Перед началом финальной схватки у Билли были все возможности вновь передать силы членам своей семьи – тогда, даже в случае его гибели, у Филадельфии остались бы защитники. Еще более странно то, что получив посох, Шазам не стал отнимать силу у Калипсо – а ведь тогда ее было бы гораздо проще победить. Нет, парень просто не знал, что ему делать с волшебной палочкой.
Почему Калипсо не покинула купол под землей?
Купол в фильме неслучайно называют именно "куполом" – нет никаких оснований считать, что богини заключили центр в непроницаемый пузырь. А если это купол, то покинуть его можно, сделав тривиальный "подкоп". Нам не показали, пришла ли столь простая мысль в голову Калипсо, но судя по тому, как бестолково с персонажами, ситуациями и возможностями обходились авторы прежде, сложно представить интеллектуальный прорыв под занавес фильма. Хотя вроде всё очевидно.
Где находятся остальные супергерои во время атаки на Филадельфию?
Это мой традиционный вопрос к фильмам больших комикс-вселенных. Ну, правда, это важно как-то объяснять – ну не может такого быть, что суперегерои игнорируют проблемы, грозящие гибелью человечеству. Сперва я пытался сам придумать оправдания для Бэтмена и Супермена, а теперь умываю руки – авторы "Шазама 2" даже намеком не потрудились как-то прикрыть Лигу справедливости. Вспомните "Черного Адама" – в нем Общество справедливости пулей рвануло в ближневосточную страну, хотя большой угрозой миру тамошние события не выглядели. Здесь же – война в самом сердце Америки и... никого. Только Чудо-женщина, да и та лишь в последний момент. Очень слабо.
Почему никого не обеспокоило раскрытие личности Шазама?
Возле купола в самом конце авторы устроили сентиментальный эпизод, который не может не вызвать недоумения. Дело в том, что эмоционально прощаясь с родными Билли фактически всех ставит под угрозу – он раскрывает свою личность и указывает на всех остальных волшебников. Это Тони Старк мог запросто заявить, что он – Железный человек, а тут дети, пусть и подростки. Уязвимость, которой все супергерои стараются избегать, выложена на блюдечке, и авторы этого, кажется, даже не заметили.
Подведу итоги моему занудному почемуканью. "Шазам 2" – очень плохое кино. Плохо придуманное, плохо написанное, плохо снятое, плохо смонтированное и плохо поданное. Моим главным принципом в этом канале является правило не писать о плохих фильмах, но здесь я позволил себе сделать исключение – только из любви к режиссеру Дэвиду Сэмбергу. Очень надеюсь, что он прикроет эту лавочку и вернется к хоррорам, в них он хорош. А Шазам – негодный продукт. Лучше всего будет забыть о нем, и работать в обновленной Вселенной DC с другими персонажами.
И мы тоже переключаемся – мне столько всего нужно написать, аж глаза разбегаются и пальцы сводит. Вы непременно найдете на канале Киноведа в штатском – здесь и в телеграме – что-то интересное для себя, если станете заглядывать чаще. Мы любим разнообразие, длиннотексты и мелкие детали. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, читайте мифы Древней Греции, и...
Увидимся в кино!