После небольшой акклиматизационной прогулки из лагеря ABC на пик Юхина 5100м я принялся упаковывать свой здоровенный рюкзак.
Предстоял переход в следующий Лагерь 1 на высоте 5400м, который находится чуть выше печально известной среди альпинистов и восходителей "сковородки".
В моих планах было оставить на 5400м небольшую заброску для будущего штурма вершины: штурмовую палатку, жумар с карабинами, тёплую пуховку, теплые варежки, бахилы, пуховые штаны, сублиматы, один запасной газовый баллон.
Поужинав уже порядком надоевшими сублиматами и упаковав вещи я размышлял как завтра идти без связки по леднику в лагерь на 5400м.
Рюкзак получился около 20 кило и при переходе предстояло набрать 1 км высоты на 9 км маршрута. Это довольно прилично с учётом предстоящей акклиматизации.
Было немного тревожно, бергшрунды довольно сильно открылись в последние дни из-за активного солнца, снег таял очень быстро.
Через некоторые из трещин гиды уже прокинули лестничные мостики, а часть трещин была под снежными мостиками и их следовало переходить ранним утром, пока солнце не растопило лёд.
В столовую заглянул Сувига и попросил зайти к нему.
Заглянул. Поговорили немного и он сказал, что без связки меня и ещё одну девушку-спортсменку наверх не отпустит.
Завтра утром один из его гидов идёт с грузом наверх и мы встанем к нему в связку. Выход назначили на 4 утра.
До 5400м в среднем идти в первый раз около 7 часов и "сковородку" надо пройти до обеда. Второй раз можно управиться быстрее.
Одной проблемой меньше, можно идти отдыхать. И уже перед тем как заползти в палатку и нырнуть в спальник, окинул взглядом шикарное звездное небо. Достал смартфон и сделал неплохой снимок млечного пути над на фоне хребтов Памира - настоящий "отвал башки".
Рано утром на рассвете выдвинулись по направлению к леднику по морене. Гид с акклиматизацией шёл довольно бодро, а мы немного отставали.
У ледника сделали привал и уже надели "кошки", достали веревку и встегнулись в связку. Дальше уже неспеша и осторожно стали карабкаться вверх.
Мы шаг за шагом набирали высоту и лавировал между трещинами. Тропа была хорошо натоптана - сезон в самом разгаре и снегопадов давно не было.
Светало. На одной из лестниц через трещину у меня выскакивает трекинговая палка и падает в бездонную дыру. Упс.
Печально. Спускаться в трещину на несколько метров за палкой не очень хорошая идея. Да и снаряжения нет для этих упражнений. Махнув рукой потопали выше. Идти под рюкзаком стало значительно сложнее с одной палкой. Настя (так звали мою случайную попутчицу в связке) отдала мне свою трекинговую палку - она шла наверх без рюкзака и на восхождение дальше не собиралась. У неё был здесь забег и через несколько дней уже спускалась вниз.
Морозный туман рассеялся и выглянуло яркое Памирское солнце. Теперь уже пришлось обильно намазать лицо кремом "Альпинист", чтобы окончательно не обгореть.
Становилось невыносимо жарко в каске. Голова буквально "кипела" от жары и было очень дискомфортно.
Я не выдержал и снял каску, хотя и знал, что зря. При падении в трещину каска может спасти жизнь и здоровье.
Ближе к "сковородке" навстречу спускались несколько групп альпинистов, идущих на отдых после акклиматизации.
Такие вот переходы между лагерями - тяжелая изнурительная работа. Ты вынужден часами топать вверх и нагружать свою кровеносную систему для адаптации к высокогорью. Часы монотонного шагания. На таких переходах приучаешь себя не думать, т.к. мыслительный процесс самый энергозатратный для организма.
Потом по энергозатратам идёт работа квадрицепсов и здесь уже стараешься перенести работу на руки.
Так и идешь, а в голове отбивает метроном. Тик-так, тик-так, тик-так. Час за часом. Единственное удобное место для отдыха уже перед самой "сковородкой" - самым лавиноопасным участком этого перехода.
К 10 часам утра мы вышли на "сковородку" и здесь я в полной мере осознал значение этого термина применительно к пику Ленина. Стало невыносимо жарко. Солнечные лучи концентрировались в этом месте и хорошенько "прожаривали" восходителей пока они пересекали кулуар.
Именно здесь в 1990 году сошла разрушительная лавина на лагерь и погребла в толще снега 43 альпиниста.
Вдали показались палатки первого высотного лагеря на 5400м. Хотя часть палаток стояла в кулуаре возле трещин. Это были иностранцы. После схода лавины в 1990м году лагерь 1 стали ставить на скалистом пупыре, который метров на 50-70 выше "сковородки".
Но некоторые восходители по одной им ведомой причине продолжали разбивать палатки внизу в лавиноопасном месте.
Быт и жизнь на высоте 5400м уже отличалась и от лагеря АBC и от базового лагеря. Здесь не было туалетов, не было воды, а из всех удобств только твоя палатка.
Весь переход до 5400м занял чуть более 6,5 часов. Неплохо. Но сил почти не осталось.
Я выбрал себе небольшой свободный пятачок, расчистил его от булыжников и поставил палатку. Жизнь в таких лагерях это особая история.
За водой надо ходить повыше, где нет риска набрать "жёлтый" снег. Туалет тоже организован весьма специфично - "вон на той тропинке за тем булыжником".
Сначала ты идёшь добывать себе воду для кипячения, потом два часа готовишь чай и завариваешь сублиматы. Несмотря на то, что вода кипит - она далеко не 90 градусов и сублиматы завариваются не так быстро. А потом борешься с горняшкой, которая тебя постоянно атакует.
А после обеда я завалился спать и проспал почти до утра периодически просыпаясь от кошмаров.