Найти в Дзене

8 мудрых советов для общения, которые мы начинаем ценить только с годами

Оглавление

Ошибки — нормальная часть любого пути и развития. Нет ни одного человека, который бы всегда все делал правильно. Это касается и общения в быту, и ведения деловых переговоров. Однако можно уменьшить количество промахов, если использовать чужой опыт. Я собрал восемь советов, которые обычно люди понимают только после многих проб и ошибок. Но лучше осознать их как можно раньше, чтобы не совершать, казалось бы, очевидные ошибки в общении.

Фото автора Ali Pazani Unsplash, используется по лицензии Unsplash License
Фото автора Ali Pazani Unsplash, используется по лицензии Unsplash License

Оценивать проблему трезво

Иногда мы стараемся избегать неприятного разговора. Даже на бытовом уровне, порой так непросто взять и заставить себя извиниться перед родителями, супругами, друзьями. Пускай и полностью осознал свою вину, и формально готов все наладить. Что делать:

  1. Не оттягивать. Чем дальше, тем будет сложнее. Лучше действовать как можно быстрее, преодолев себя в какой-то момент.
  2. Не отступать, если есть потенциал. Смотрите на стиль коммуникации. Когда человек идет навстречу, то надо пытаться еще.
  3. Не стараться перепрыгнуть гору. Если говорить об общении, то смысл очевиден. Когда ну никак «не клеится», лучше оставить ситуацию.
Трезвый взгляд на проблему поможет сэкономить время и нервы.

Не застывать в негативе

Грусть и печаль уничтожают наши способности к коммуникации. В самом тяжелом и клиническом проявлении — это депрессия, из-за которой люди запирают себя в четырех стенах на годы. Но даже если просто «хандра», то попытка уйти от общения не всегда будет хорошим вариантом.

Напротив, лучше найти людей, с которыми можно поделиться. Рассказать о неприятностях, попросить совета. Ну а в деловых переговорах иногда лучше взять паузу, чтобы успокоиться.

Не бояться уточнять, если что-то непонятно

Когда не понимаете чего-то или не разобрались в чем-то, то переспросите. Ничего страшного. Люди поймут, даже если вы просто не расслышали имя собеседника, а теперь опасаетесь неправильно его назвать.

Несложно же сказать: «Извините, не могли бы вы повторить то-то и то-то». Вот и все. Если будете стыдиться своего незнания, то никогда и не получите новую информацию в нужном объеме. Имя можно подсмотреть. А вот во время обучения материал так и останется неосвоенным.

Не стараться быть идеальным

Интересный психологический факт. Если вы ведете переговоры, например, на бизнес-завтраке, и прольете немного кофе или воды на салфетку, то этот маленький промах сыграет только в плюс. Вам будет легче общаться с собеседником, а ему с вами. Вы словно показываете: да, я обычный человек, бываю неуклюжим. И это подсознательно расслабляет и собеседника, и вас.

Убирается лишняя дистанция. Поэтому несовершенство не стоит недооценивать.

Не спешить с обвинениями

Помните же этот анекдот про «ложечки нашлись, а осадочек остался»? Владельцы дома ведут себя совершенно неадекватно. Да, у них пропала посуда, но что они в первую очередь сделали? Обвинили в этом гостя. И потом еще и «осадочек остался», хотя, скорее всего, как раз визитер больше не пойдет к этим неприятным людям.

Одним словом, не стоит торопиться кого-либо обвинять. «Ложечки», возможно, вы сами просто положили на неправильное место. А вот следы обвинения так просто не уничтожишь.
Со стороны нас видят по-другому. Фото автора Elisa Photography Unsplsh, используется по лицензии Unsplash License
Со стороны нас видят по-другому. Фото автора Elisa Photography Unsplsh, используется по лицензии Unsplash License

Помнить, что другие вас могут воспринимать не так, как вы себя

Человек видит себя в зеркале — и не видит совсем. Выражение относится не только к внешности, но и к характеру, личностным качествам. Это своеобразный феномен, отражающий нашу психику. Стоит об этом помнить на переговорах. Вот несколько примеров:

  • Девушка считает себя некрасивой из-за «промывки мозгов» токсичной матерью. На самом деле, она милая, но убедить в этом непросто.
  • Человек считает себя слабым и глупым, а на самом деле — это лишь низкая самооценка.
  • Некий нарцисс всегда видит себя совершенством, ничего из себя не представляя.
На переговорах лучше подстраиваться под я-образ собеседника, но при этом, давать ему позитивную обратную связь. Не перестараться с комплиментами, чтобы не нарваться на недоверие, но добрые слова говорить обязательно.

Сначала искать проблему в себе

Если кто-то говорит, что у него не получается похудеть, заняться спортом, заработать нужную сумму, а потом обвиняет ужасные и кошмарные обстоятельства, то, скорее всего, он ошибается. Потому что источник любой проблемы — сам человек. Нехватка самодисциплины, психологические особенности, незнание. Но заявлять об этом «в лоб» кому-то не стоит, потому что знаем про предыдущий пункт.

Помнить, что нельзя понравиться всем

У вас никогда не получится быть милым для каждого. Один сначала может отнестись к вам негативно, а потом изменить мнение. Другой — наоборот, со временем разочаруется. Глобально изменить это не получится несмотря на все попытки, потому что вы не контролируете то, что происходит в головах других людей.

Не забывайте про ошибки когнитивного восприятия. В результате все, что вы можете сделать, если кто-то невзлюбил — просто смириться с этим.

А какие правила вы считаете важными для общения?

Читайте еще: