Ошибки — нормальная часть любого пути и развития. Нет ни одного человека, который бы всегда все делал правильно. Это касается и общения в быту, и ведения деловых переговоров. Однако можно уменьшить количество промахов, если использовать чужой опыт. Я собрал восемь советов, которые обычно люди понимают только после многих проб и ошибок. Но лучше осознать их как можно раньше, чтобы не совершать, казалось бы, очевидные ошибки в общении.
Оценивать проблему трезво
Иногда мы стараемся избегать неприятного разговора. Даже на бытовом уровне, порой так непросто взять и заставить себя извиниться перед родителями, супругами, друзьями. Пускай и полностью осознал свою вину, и формально готов все наладить. Что делать:
- Не оттягивать. Чем дальше, тем будет сложнее. Лучше действовать как можно быстрее, преодолев себя в какой-то момент.
- Не отступать, если есть потенциал. Смотрите на стиль коммуникации. Когда человек идет навстречу, то надо пытаться еще.
- Не стараться перепрыгнуть гору. Если говорить об общении, то смысл очевиден. Когда ну никак «не клеится», лучше оставить ситуацию.
Трезвый взгляд на проблему поможет сэкономить время и нервы.
Не застывать в негативе
Грусть и печаль уничтожают наши способности к коммуникации. В самом тяжелом и клиническом проявлении — это депрессия, из-за которой люди запирают себя в четырех стенах на годы. Но даже если просто «хандра», то попытка уйти от общения не всегда будет хорошим вариантом.
Напротив, лучше найти людей, с которыми можно поделиться. Рассказать о неприятностях, попросить совета. Ну а в деловых переговорах иногда лучше взять паузу, чтобы успокоиться.
Не бояться уточнять, если что-то непонятно
Когда не понимаете чего-то или не разобрались в чем-то, то переспросите. Ничего страшного. Люди поймут, даже если вы просто не расслышали имя собеседника, а теперь опасаетесь неправильно его назвать.
Несложно же сказать: «Извините, не могли бы вы повторить то-то и то-то». Вот и все. Если будете стыдиться своего незнания, то никогда и не получите новую информацию в нужном объеме. Имя можно подсмотреть. А вот во время обучения материал так и останется неосвоенным.
Не стараться быть идеальным
Интересный психологический факт. Если вы ведете переговоры, например, на бизнес-завтраке, и прольете немного кофе или воды на салфетку, то этот маленький промах сыграет только в плюс. Вам будет легче общаться с собеседником, а ему с вами. Вы словно показываете: да, я обычный человек, бываю неуклюжим. И это подсознательно расслабляет и собеседника, и вас.
Убирается лишняя дистанция. Поэтому несовершенство не стоит недооценивать.
Не спешить с обвинениями
Помните же этот анекдот про «ложечки нашлись, а осадочек остался»? Владельцы дома ведут себя совершенно неадекватно. Да, у них пропала посуда, но что они в первую очередь сделали? Обвинили в этом гостя. И потом еще и «осадочек остался», хотя, скорее всего, как раз визитер больше не пойдет к этим неприятным людям.
Одним словом, не стоит торопиться кого-либо обвинять. «Ложечки», возможно, вы сами просто положили на неправильное место. А вот следы обвинения так просто не уничтожишь.
Помнить, что другие вас могут воспринимать не так, как вы себя
Человек видит себя в зеркале — и не видит совсем. Выражение относится не только к внешности, но и к характеру, личностным качествам. Это своеобразный феномен, отражающий нашу психику. Стоит об этом помнить на переговорах. Вот несколько примеров:
- Девушка считает себя некрасивой из-за «промывки мозгов» токсичной матерью. На самом деле, она милая, но убедить в этом непросто.
- Человек считает себя слабым и глупым, а на самом деле — это лишь низкая самооценка.
- Некий нарцисс всегда видит себя совершенством, ничего из себя не представляя.
На переговорах лучше подстраиваться под я-образ собеседника, но при этом, давать ему позитивную обратную связь. Не перестараться с комплиментами, чтобы не нарваться на недоверие, но добрые слова говорить обязательно.
Сначала искать проблему в себе
Если кто-то говорит, что у него не получается похудеть, заняться спортом, заработать нужную сумму, а потом обвиняет ужасные и кошмарные обстоятельства, то, скорее всего, он ошибается. Потому что источник любой проблемы — сам человек. Нехватка самодисциплины, психологические особенности, незнание. Но заявлять об этом «в лоб» кому-то не стоит, потому что знаем про предыдущий пункт.
Помнить, что нельзя понравиться всем
У вас никогда не получится быть милым для каждого. Один сначала может отнестись к вам негативно, а потом изменить мнение. Другой — наоборот, со временем разочаруется. Глобально изменить это не получится несмотря на все попытки, потому что вы не контролируете то, что происходит в головах других людей.
Не забывайте про ошибки когнитивного восприятия. В результате все, что вы можете сделать, если кто-то невзлюбил — просто смириться с этим.
А какие правила вы считаете важными для общения?
Читайте еще: