Найти в Дзене

Самый жизнерадостный передвижник

"Старый Сурамский перевал" (1891) Государственная Третьяковская галерея
"Старый Сурамский перевал" (1891) Государственная Третьяковская галерея

Александр Александрович Киселёв родился в 1838 году в Свеаборге (сейчас административный район Хельсинки) в обеспеченной дворянской семье. У него были все шансы в лучших дворянских традициях стать бравым офицером, и он даже учился в Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе, а с 1852 года во Втором Санкт-Петербургском кадетском корпусе. Но он не захотел стать военным, и, не доучившись, поступил в 1858 году на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, но и там он не доучился, правда, по уважительной причине: в 1861 году после студенческих волнений университет был временно закрыт. И тогда студент Киселёв неожиданно решил поступить в Императорскую Академию художеств, которую закончил в 1865 году. Его наставником был известный живописец и преподаватель С. М. Воробьёв. Однако путь художника сложен и не стабилен, поэтому Киселёв отложил кисти и краски на время досуга, а работать пошёл в банк. За это время он успел переехать в Харьков, жениться, завести троих детей. Возможно, так бы и служил Киселёв в банке, если бы однажды в Харьков не приехала выставка Товарищества передвижников. Искусство победило. В 1875 году художник послал в Товарищество картину «Вид в окрестностях Харькова». В 1877 году он сам стал передвижником, оставив налаженный быт и стабильную работу и переехав с женой и теперь уже семерыми детьми в Москву. Он перебивался частными уроками, преподавал в женских гимназиях, затем его пригласили в Академию. В 1893 году он был избран её действительным членом.

"Вид в окрестностях Харькова" (1875)
"Вид в окрестностях Харькова" (1875)

Д. Я. Минченков в книге «Воспоминания о передвижниках» посвятил ему целую главу. Он вспоминал: «Недолго думая, Киселёв бросил службу, переехал в Москву и весь отдался искусству. Сперва трудно было: средств никаких, семья, но горячая любовь к искусству поборола все препятствия. Он приобрёл известность в широких кругах общества. Его свежие пейзажи, отражавшие русскую природу, нравились публике и хорошо раскупались. Он понемногу укрепился и материально, переехал в Петербург и долго жил исключительно на заработок от искусства. Всё же и в Петербурге приходилось трудновато от недостатка в средствах, и Киселеву надо было постоянно работать на художественный рынок для сбыта своих вещей. После реорганизации Академии художеств, когда профессорами её стали почти исключительно передвижники, он одно время состоял в ней инспектором, а по уходе Куинджи из пейзажного класса занял его место и стал профессором. Иногда он откровенно сознавался: "Ну какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что всё же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже"… Тон его речи был полушутливый, без едкого сарказма или горькой иронии. У него все выходило безобидно и немного поверхностно, скользяще, подчас красиво».

"Забытая мельница" (1891)
"Забытая мельница" (1891)

Ученики Киселева любили. В своей квартире при Академии он регулярно устраивал вечера, куда могли прийти и они. Художник любил общаться с молодёжью, не давил авторитетом и устраивал для гостей разные развлечения и розыгрыши. В качестве хобби он писал стихи, преимущественно басни, мог в любой ситуации сочинить каламбур. Было и необычное хобби: Киселев собирал спичечные коробки, а затем строил из них домики со своими детьми домики.

"У моря. Алупка" (1877)
"У моря. Алупка" (1877)

Художник много путешествовал по стране, писал этюды в самых разных уголках. Затем приобрел дом в Туапсе, где с удовольствием писал виды южных краев. И.Е. Репин отзывался о коллеге так: «Его пейзажи я назвал бы самыми цельными, простыми, при всей строгости реальной правды и знания профессорски своего предмета… Художник объективен, и с одинаковой любовью, восторженно поёт красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности, и роскошный Кавказ, и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы». В 1893 году Киселёв возглавил художественный отдел журнала «Артист» при АХ. В 1895 году он был назначен инспектором классов Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при АХ и переехал в Петербург. Ещё через два года он возглавил в училище пейзажную мастерскую. В 1906 году он стал одним из учредителей Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде. Всё это время он был одним из самых активных членов товарищества, принимал живое участие в организации всех выставок.

Живописец скончался в 1911 году в столице от сердечного приступа прямо за письменным столом.

Другие работы автора

Кадошские скалы
Кадошские скалы

Скала между мысом Кадош и посёлком Агой теперь называется скалой Киселёва

"Пейзаж. Село Троицкое" (1868)
"Пейзаж. Село Троицкое" (1868)
"Знойный полдень. Отдых" (1870-е)
"Знойный полдень. Отдых" (1870-е)
"Ай-Петри" (1876)
"Ай-Петри" (1876)
"Крымский пейзаж. Вид Ялты" (1876)
"Крымский пейзаж. Вид Ялты" (1876)
"Пейзаж с телегой" (1880-е)
"Пейзаж с телегой" (1880-е)
"Срубленный лес" (1880)
"Срубленный лес" (1880)
"На берегу пруда" (1881)
"На берегу пруда" (1881)
"Возвращение стада. Вечер" (1882)
"Возвращение стада. Вечер" (1882)
"Жатва" (1884)
"Жатва" (1884)
"Вниз по течению" (1887)
"Вниз по течению" (1887)
"Осень в лесу" (1908)
"Осень в лесу" (1908)
"Стадо у пруда" (1910)
"Стадо у пруда" (1910)
Деревенский пруд
Деревенский пруд

#картина #живопись #искусство #художник #пейзаж #биография