Найти тему
В погоне за эмоциями

Край озёр, грейдеров и храмов. Часть III. Деревянный храм Хижгоры

Оглавление

Изначальные мои планы на первый день пребывания в Кенозерском парке были наполеоновские: сходить на экскурсию в Кенозерские бирюльки, после чего сразу же из Масельги прогуляться пешком до Хижгоры, где посмотреть на церковь Александра Свирского - затем вернуться в Морщихинскую, пообедать, а вечером немного прокатиться за пределы парка. Хотелось не спеша осмотреть деревянную Богоявленскую церковь в Лядинах, а также заехать в Красную Лягу, посмотреть на древнюю Сретено-Михайловскую церковь, потом доехать до Кучепалды - нежилой уже деревни, в которой брошенные дома располагаются по берегу небольшого бывшего озера, внезапно ушедшего под землю (что и послужило одной из причин покидания деревни её жителями).

Отсутствие у нас с дочерью одежды с длинными рукавами и штанинами, казалось, не должно стать помехой наполеоновским планам: всего-то нужно было вернуться в Морщихинскую, одеться по-походному - и снова поехать в Масельгу, откуда дойти до Хижгоры. Однако в Морщихинскую после экскурсии мы приехали уже в районе часа дня. Было очень жарко: летом 2022 года даже в конце августа, даже вблизи 62-ой параллели северной широты держалась температура около 28 градусов днём. Мы с дочкой подумали: в конце концов, мы сюда приехали отдыхать! И вместо "горки" и камуфляжных штанов переоделись в купальные костюмы, после чего полезли в тёплые воды Лёкшмозера.

Лёкшмозеро в Морщихинской - идеально для купания с детьми: уж очень медленно в нём убывает глубина. Мы ушли от берега метров на триста, но мне было едва-едва по пояс. Девушки-администраторы в визит-центре по этому поводу ещё утром шутили: мол, здесь, чтобы утопиться, придётся сначала полкилометра пешком пройти. Мы с дочкой доплыли до берега и вылезли погреться и отдохнуть. Дочь стала играть в песке, а я разговорился с двумя загоравшими женщинами. Одна была постарше и то ли приезжала в эти края уже много лет, то ли вообще жила здесь. Вторая приехала в Кенозерье первый раз в жизни - из Архангельска на машине на отдых с двумя дочерьми, в качестве альтернативы Анапе, куда им не удалось достать билетов.

Передохнув на берегу, мы сделали ещё один заплыв. С озера открывается широкая панорама Морщихинской. На фото справа налево: визит-центр, "Рыбацкая изба", стоянка лодок на берегу, каменная церковь Петра и Павла. Последняя была построена в первой половине XIX века взамен одноимённой деревянной, которая сгорела - а до того стояла аж с конца XVI века!

-2

Одну деревянную церковь повидать в этот день мы запланировали. Но после купания обоим захотелось есть. На обед я готовил рис с тушёнкой: ещё в Кинешме предупредил дочь, что, поскольку едем без мамы, никаких кулинарных изысков в Кенозерье не будет. Хотя дочка очень положительно оценила такое блюдо вприкуску с помидорами (весь немалый запас огурцов с огорода тестя и тёщи она съела ещё в машине, по пути в Каргополье).

После обеда я услышал в коридоре интересный разговор - об экскурсии на Гужовскую водяную мельницу. (Кухня и офис визит-центра находятся рядом, вот туда и пришла одна из постоялиц визит-центра договариваться об экскурсии.) Я тут же присоединился к диалогу - и сразу же был сильно разочарован: экскурсию запланировали на пятницу, а мы в четверг уже уезжали. Но одна из администраторов (та, что постарше - вечером её не было) предложила:
- Так вы берите лодку на лодочной станции и плывите на ней к мельнице самостоятельно, без экскурсии! Жаль только, что внутрь зайти и запустить мельницу вы не сможете: ключи от неё только у экскурсовода. Но хоть снаружи посмотрите.
- Если вы вдвоём, так там есть маленькая лодка, лёгкая, можете её взять, - поддержала идею вчерашняя молодая блондинка. - А ключ от лодочной станции мы вам забронируем на КПП в Масельге. На какое время бронировать, на одиннадцать утра?

Окрылённые надеждой побывать всё-таки на мельнице, мы переоделись в походные костюмы с длинными рукавами и штанинами, запрыгнули в Ховер и быстро долетели до Масельги. Снова оставили автомобиль на парковке возле КПП, а сами пошли пешком через деревню в лес. Лесной дорогой на Хижгору мы сначала шли по узкому перешейку между озёрами Масельгским и Синим - место очень живописное. Затем продолжили путь по берегу Масельгского озера, постепенно отдаляясь от него. Далее от дороги отпочковалась тропа, ведущая круто вверх. По ней сквозь кладбище мы и дошли до Хижгоры - самой высокой точки Каргополья, высотой 217 метров над уровнем моря. На вершине горы стоит деревянная церковь, построенная в 1866 году и освящённая в 1871 году в честь Александра Свирского.

-3

Храм был закрыт на замок, внутрь попасть не удалось. Но говорили, что в дни церковных праздников в нём проводятся богослужения. А раз в год, 12 сентября (это день памяти Александра Свирского) в этих краях проводится крестный ход.

-4

Церковь реставрировалась и укреплялась в 1987-2006 годах, что и неудивительно: всё-таки деревянное строение, возведённое более полутора веков назад. Возможно, мастера, проводившие тогда противоаварийные работы, и повесили эту табличку.

-5

Храм - пятиглавый, а колокольня со шпилем - самая высокая его часть. Я пожалел, что не было с собой квадрокоптера. Церковь, действительно, стоит на самой вершине Хижгоры - поэтому все фотографии с земли получаются снизу вверх.

-6

Рядом с церковью Александра Свирского на деревьях повязаны ленточки. Языческий обычай - подношение богу гор. Я где-то читал, что в древние времена на Хижгоре было языческое капище. С приходом в эти края православного христианства на горе построили деревянную часовню, ещё до церковной реформы Никона. В начале XIX века часовню по приказанию местных властей уничтожили, поскольку она была старообрядческой - и на её месте спустя полвека построили нынешнюю церковь. А при Советской власти, в 30-е годы - её закрыли (хотя и не разрушили). Получается, Хижгора - живая иллюстрация одной не очень хорошей российской традиции: при смене власти выжигать прошлое калёным железом. Лично я не считаю для себя приемлемым повязывание ленточек на ветви деревьев и выполнение иных языческих обрядов (и не только языческих, а вообще любых, не связанных с православным христианством). Но когда ленточки повязал кто-то другой - это у меня не вызывает ни малейшего отторжения. Я вспомнил повязанные одежды рядом с деревянным обетным крестом под Кимжей - и там это не вызывало каких-либо негативных чувств. А кто-то писал, что на Мезени встречаются деревянные православные кресты, укутанные в одежды, будто от холода - и такие "кресты в пелёнах" считаются самым сильным северным оберегом. И, по-моему, есть что-то правильное в этом, когда новая вера не выжигает калёным железом старую, а органично с ней сливается.

-7

Двухкилометровый поход от Масельги до Хижгоры показал, что на берегу Лёкшмозера лежит очень коварный песок: острые песчинки впиваются в кожу между пальцев ног, остаются там - и потом при ходьбе доставляют заметное неудобство. Мы спустились к Масельгскому озеру, вдоль берега которого расположено немало организованных туристических стоянок - небольших, индивидуальных, на одну группу туристов. От каждой стоянки вниз идёт лестница к самому озеру. В водах Масельгского озера я отмыл свои ноги от назойливого лёкшмозерского песка, любуясь живописными пейзажами.

-8

Когда я изначально бронировал проживание в Каргопольском секторе парка на начало августа - номер в визит-центре удалось ухватить только на одну ночь, остальное время предполагалось проживать именно на такой стоянке, в палатке. Правда, на этих стоянках есть деревянные навесы с лежанками - но мы с дочерью подумали, что под таким навесом без палатки спать будет неуютно: просыпаешься, а тебе в лицо медведь тычет своей мохнатой мордой. Уж лучше спать в палатке.

-9

Восстановив работоспособность моих ног, мы потихоньку двинулись обратно. Перед озером Синим свернули налево - там на карте был отмечен некий "Чайный домик", находящийся на кончике вытянутого полуострова. Дошли до него по настилу из досок. Насколько я понял, поселиться в этом домике жить нельзя - его открывают для участников одной из экскурсий, чтобы на обратном пути напоить экскурсантов душистым чаем.

-10

Глядя на фото, хочется сделать небольшое лирическое отступление о расцветке туристической одежды для детей (да и для взрослых тоже). Все знают и все говорят о том, что одежда защитного цвета, камуфляжной раскраски - туристам обычно ни к чему: в случае чего, одетого в зелёное человека намного сложнее будет найти среди травы и листвы. Для детей это особенно актуально, поскольку ребёнок в лесу запросто может потеряться. Но когда мы с женой пошли в магазин покупать для дочери походные брюки перед путешествием в Кенозерье - эти камуфляжные штаны оказались самыми подходящими: удобными, с глубокими карманами, достаточно плотными, чтобы их не продувал ветер и не прокусывали насекомые - при этом не слишком толстыми, чтобы дочке не было в них слишком жарко во время дневных переходов. Конечно, если бы продавались такие же брюки оранжевого или жёлтого цвета - мы бы купили их. Майку с длинными рукавами мы нашли в том же магазине оранжевую, а бандану на голову я дочери выдал свою.

-11

От чайного домика открывались замечательные виды на тот самый узенький перешеек между озёрами Масельгским и Синим. В идеально гладких водах Синего озера отражались деревья, растущие на перешейке.

-12

Видимо, в этой местности живут бобры: на берегу мы обнаружили поваленные ими деревья и пни со следами зубов. Казалось, до Масельги всего около километра - а местность уже была немножко диковатая, заповедная.

-13

Неподалёку от озера Синего располагается геокешерский тайник, посвящённый Хижгоре и храму Александра Свирского. Мы нашли контейнер, но в нём не оказалось карандаша, а мы шли налегке, ручки с собой тоже не было - поэтому не смогли отметиться в блокноте. Решили зайти сюда на следующий день с карандашом, сделать запись в блокноте и оставить этот карандаш внутри для следующих геокешеров. Пошли дальше в сторону Масельги, любуясь озером Синим и деревьями на берегу.

-14

Дошли до Масельги, сели в Ховер - и с ветерком поехали в Морщихинскую под звуки фолк-музыки из магнитолы, очень подходящей к местности и к настроению. На перешейке между озёрами Масельгским и Вильном остановились для фото возле деревянного знака "Беломоро-Балтийский водораздел". Когда в этом месте идёт дождь, капельки, падающие по правую сторону от Ховера, попадают в озеро Масельгское и далее отправляются на запад, в Балтийское море; а капельки по левую сторону от Ховера - попадают в Вильно и в конечном счёте оказываются на северо-востоке, в Белом море.

-15

В Морщихинскую мы вернулись в шесть часов вечера. Схема нашего автомобильно-пешеходного послеобеденного пути показана на карте.

-16

Как только занесли вещи в номер - сразу напялили не успевшие высохнуть купальники и побежали купаться в Лёкшмозеро, спеша поймать за хвост уходящую дневную жару. Вода была тёплая, мы очень хорошо поплавали. Потом я сварил гречку с тушёнкой на ужин, её съели тоже с домашними помидорами. Дочь нашла на кухне казённые шашки и попросила с ней поиграть. Отдавая дань уважения мужеству, с которым она бродила по лесу - я согласился. Сыграли две партии вничью: уж очень сложно у неё выиграть.

-17

На кухне визит-центра ловится очень хороший Интернет через вай-фай. Я этим пользовался: сообщал родным, что у нас всё хорошо - а также выкладывал фото в Телеграм-канал. До нашей комнаты беспроводная сеть не доставала. Зато в номере очень приятно пахло деревом. Даже стеклопакеты на окне - и те были деревянные!

-18

Спать мы легли этим вечером пораньше: утром предстоял серьёзный поход на Гужовскую водяную мельницу, нужно было набраться сил. Перед сном я вышел на улицу, чтобы посмотреть на вечернее Лёкшмозеро. Если предыдущим вечером с озера дул сильный ветер, были ощутимые волны - в этот раз воздух и вода были неподвижны. Только огни Орлова по-прежнему виднелись на другом берегу.

-19

Мы с дочкой засыпали с приятно-тревожными мыслями: что же нам сулит день грядущий?

P.S. Фотографии, которые я тогда публиковал через вай-фай визит-центра, можно посмотреть в Телеграм-канале:
https://t.me/beacon1143/