Когда мы с дочерью вернулись к мельнице - мы увидели, что Анатолий с Натальей, пока мы бродили по лесу, уже собрали всё общественное имущество, заперли его в "Доме мельника" и отошли от причала на лодке. Нам они помахали рукой со словами:
- Увидимся в Морщихинской!
И всё бы ничего, только чайник, который я вскипятил и поставил остужаться, чтобы запасти питьевой воды на обратный путь - тоже был заперт в гостевом доме! Обидно, конечно - но сам виноват: надо было предупредить и попросить подождать.
Мы ещё немного побродили по окрестностям мельницы, оценивая инфраструктуру вокруг "Дома мельника". Обнаружили туалет с унитазом - тоже, можно сказать, атрибут цивилизации.
Я подумал, что было бы неплохо приехать в это место большой компанией и несколько дней пожить в гостевом домике в здешней глуши. Ходить по окрестным лесам и на лодке по озеру, купаться в Кулгом-ручье, мыться в бане, готовить на газовой плитке (а то и на костре) - и наслаждаться оторванностью от цивилизации, от Интернета и сотовой связи. Хотя, с другой стороны, у нас в деревне почти то же самое - только озера и лодки нет. Зато в деревню не заявятся неожиданно экскурсанты, желающие посмотреть водяную мельницу.
Как-то неожиданно из-за деревьев выглянули тучи. Мы быстро собрались и погрузились в лодку, но дождь застал нас ещё в Кулгом-ручье. Впрочем, осадки не доставляли особых неприятностей - в отличие от мошкары, которая с началом дождя неведомо откуда взялась в огромных количествах. На фото дочка сидит в лодке, намотав на голову мою мультибандану, чтобы мошки не кусали. А на заднем плане - тот самый "дорожный" знак в виде жёлтого ромба (даже квадрата), которым отмечают места проток между озёрами и рек. В данном случае этот знак указывает на место, где из Левусозера вытекает Кулгом-ручей.
На обратном пути я уже освоился с вёслами и чувствовал себя уверенно. Кроме того, пасмурное небо, дождь и мошкара совсем не располагали к остановкам с целью полюбоваться окружающей природой. Мы быстро прошли Левусозеро и Торосозеро. В одном месте я несколько десятков метров грёб со всей силы, разгоняя лодку до максимальной скорости. Потом посмотрел по треку - там было 4,7 км/ч. При этом скорость 4,3 км/ч достигалась регулярно на всём протяжении обратного пути. Получается, нет никакого смысла тратить силы ради выигрыша в 10% скорости. Лучше спокойно грести в умеренном темпе.
Уже привычно мы проскочили под пешеходным мостиком, разделяющим Торосозеро и Вендозеро.
К этому моменту питьевая вода у нас кончилась: несмотря на дождь, на улице было по-прежнему жарко. Я отошёл подальше от берега, чтобы не хлебать пропахшую травой и прочими растениями прибрежную воду, аккуратно перелез на корму и набрал полную бутылку. Насчёт пригодности для питья сырой озёрной воды я уточнял у Натальи - она сказала, что сама смело её пьёт.
Дочь, поменявшаяся со мной местами и оказавшаяся на вёслах, захотела сама попробовать грести. Вёсла были для неё слишком тяжёлыми и толстыми. Зато фото получилось хорошее - будто специально, чтобы подтверждать жалобы маме: "Папа заставлял меня пить сырую воду из озера и всю дорогу грести вёслами!"
Когда мы начали приближаться к лодочной станции - заметили, что лодка обитателей гостевого дома тоже подходит к своему причалу. И их лодка, если мне сейчас не изменяет память, тоже была синего цвета и не деревянной. Я подумал, что не стоит приставать к их причалу со словами: "Мы тут у вас лодку украли, но ненарочно". Лодка у них была своя, мешать им выгружаться было незачем - да и неизвестно, как эти люди отреагировали бы на то, что мы в их отсутствие забрали лодку от их причала. Пристали мы к берегу возле лодочной станции. Открыли будку ключом и положили на место жилеты.
Поразмыслив, я и вёсла из нашей лодки забрал и запер в лодочной станции. Подумал, что так они будут сохраннее; а даже если эта лодка действительно относится к гостевому домику близ станции - то его постояльцы, имея ключ, всегда смогут забрать вёсла.
Заперев лодочную станцию, мы с дочкой съели последний сникерс, который к тому моменту уже растаял от жары: надо было подкрепить силы для пешего перехода в Масельгу. Бросили прощальный взгляд на Вендозеро. В этот момент появилось грустное ощущение, что где-то впереди забрезжило окончание нашего путешествия: лодочные приключения кончились, а на следующий день уже предстояло возвращаться домой, в Кинешму.
Обратно мы пошли немного другим путём: не по узкой тропе через лес, а по дороге через поле, засеянное овсом. На OSM-картах рядом с этой дорогой обозначена некая достопримечательность - и мы вскоре её увидели. Это оказалась деревянная смотровая площадка.
С высоты площадки открывается вид на окрестности - в том числе, на деревню Гужово.
https://www.youtube.com/shorts/Qupoe9sP0YA
Дождь всё это время продолжал накрапывать. А дочь начала проявлять первые признаки усталости: всё-таки к этому моменту мы уже десять часов находились на ногах.
Продолжая свой путь, мы вышли на ту самую лесную дорогу, идущую по берегу Масельгского озера, по которой шли утром. На берегу там довольно много туристических стоянок. Поскольку время было вечернее (плюс ещё дождь шёл), их обитатели уже находились на месте: жгли костры, готовили ужин. Возле одной стоянки нас даже облаяла собака. А ещё рядом с этими стоянками были припаркованы машины. Вероятно, если забронировать такую стоянку - к ней разрешается проехать на автомобиле через КПП в Масельге. Я подумал, что и так пожить было бы неплохо, особенно если приехать с детьми: ночевать в палатке на берегу озера, еду готовить на костре.
В одном месте с этой дороги, ведущей вдоль озера, открывается хороший вид снизу на купол церкви Александра Свирского на Хижгоре.
Не сразу я уговорил дочку сделать небольшой крюк и дойти всё-таки до геокешерского тайника, который мы нашли предыдущим вечером, но не смогли отметиться в блокноте, потому что нечем было писать. В этот раз карандаш был с собой. Мы благополучно сделали запись - и оставили карандаш в контейнере для будущих искателей тайника, чтобы они не столкнулись с такой же проблемой.
До Масельги оставались последние сотни метров.
И вот, наконец, мы дошли до КПП. Посмотрели назад, увидели Масельгское озеро, которое выглядело прекрасно в лучах северного заката. Грустное ощущение прощания с Кенозерским парком и вообще с Севером только усилилось.
Зашли на масельгский КПП и отдали дежурному ключ от лодочной станции. Сели в Ховер, расслабленно вытягивая конечности. Пешеходно-лодочная часть нашего похода была завершена.
Трек пути от мельницы до Масельги можно посмотреть тут: https://gpsloglabs.com/share/4d9cb1c65893c14c00778329fe8bbbb50ec92cae/
В визит-центр в Морщихинской мы приехали ещё засветло: летом на Севере день длинный. Купаться уже не стали: поздновато было для таких дел, да и устали мы сильно. Сразу направились на кухню, приготовили снова макароны с тушёнкой и поужинали. В это время в офис визит-центра зашла какая-то дама с двумя огромными собаками. Пришлось закрыть дверь на кухню, потому что эти два шерстистых зверя так и норовили зайти к нам (вероятно, на запах тушёнки), пока их хозяйка о чём-то договаривалась с администрацией.
А после ужина наступили грустные хлопоты, связанные с предстоящим наутро отъездом. Мы собирали сумки, я носил их в Ховер, грузил в багажник. В процессе погрузки встретился у крыльца с Анатолием - он пришёл в визит-центр договориться о продлении своего проживания. Поговорили, обменялись контактами. А позже, уже перед сном я на кухне разговорился с той женщиной, которая приехала с двумя дочерьми в Морщихинскую вместо Анапы. Ей тоже полагалось выезжать из визит-центра на следующий день (потому что в их номер уже въезжали новые жильцы) - а она хотела остаться ещё хоть на денёк. И администрация нашла для неё вариант - какой-то маленький охотничий домик в лесу (разумеется, без электричества и водопровода). Вот она и раздумывала, не страшно ли ей будет ночевать в этом домике одной с двумя девочками... Всем было грустно уезжать и заканчивать отпуск, никто не хотел так просто покидать это райское местечко!
Я долго не шёл спать, держась поближе к роутеру и выкладывая одну за другой фотографии с мельницы в свой Телеграм-канал: https://t.me/beacon1143/ Наконец, выложив последнее фото, отправился в номер и, думая о предстоящей наутро долгой дороге, довольно быстро заснул.