Есть в Москве вещи, которые могут вызвать недоумение, некоторых ввести в ступор, а иностранцев довести до паники. Вот откуда взялось название станции метрополитена Аэропорт? Не иначе это происки НКВД (КГБ), чтобы шпиЕнов запутать. А действительно откуда?
Оказывается, здесь, в семи километрах от Кремля на территории Ходынского поля, 3 октября 1910 г. был официально открыт Ходынский аэродром.
Вообще, 1910 г. по праву можно считать годом создания русской авиации. 31 марта 1910 г. «для систематического развития авиации» было учреждено Московское общество воздухоплавания (МОВ). Главной задачей общества было «содействовать развитию русского воздухоплавания во всех его формах и применениях, преимущественно научно- технических, военных и спортивных».
Так вот этому обществу на Ходынском поле и была выделена земля для строительства аэродрома.
В конце 1917 деятельность Общества воздухоплавания прекратилась, аэродром получил название Центральный аэродром имени Л.Д. Троцкого, потом имени М.В. Фрунзе.
После гражданской войны Ходынское поле признали «...весьма подходящим для создания Главного аэродрома Воздушного Флота, а также местом для создания опытного аэродрома страны».
В окрестностях аэродрома были построены ведущие авиационные ОКБ: Поликарпова, Микояна, Яковлева, Илюшина, Сухого.
3 мая 1922 г. начались полеты по маршруту Москва - Кенигсберг-Берлин. 15 июля 1923 г. по решению Совета Труда и Обороны состоялись первые регулярные пассажирские полеты Москва -Нижний Новгород, путь в 420 км совершался за 2,5 часа.
Забавно, но говорят (правда я такого не видел), что на билете было написано: "Пассажир обязан следить при полете за колесами самолёта и в случае неполадки докладывать летчику!".
Взлетная полоса была грунтовой, бетонной полосой аэропорт обзавелся лишь в ходе реконструкции в 1937-1938 г.
Интересно, что здание аэровокзала Центрального аэродрома в начале 20-х годов находилось прямо напротив Петровского путевого дворца.
И только к ноябрю 1931г. на Ходынке был открыт первый в СССР аэропорт (аэровокзал), в то время один из самых больших в мире. Здание аэропорта, правда в измененном виде, сохранилось до сих пор (Ленинградский пр-т, д. 41, к.1). На него можно посмотреть одним глазком через решетку и закрытые ворота.
А раньше к зданию можно было пройти по аллее через входные ворота с колоннами, на колоннах до сих пор фигуры летчиков того времени (недавно ограду и ворота признали объектом культурного наследия).
Со временем до Аэропорта стало возможным добраться и на метро, в 1938 году открылась станция, ну естественно: «Аэропорт».
Во время Великой Отечественной войны на аэродроме формировались воинские соединения. Именно сюда утром 9 мая 1945 г. летчик А.И. Семенков доставил акт о безоговорочной капитуляции Германии, а затем прилетело и знамя Победы.
Здесь же принимали важных зарубежных гостей «со всех волостей».
А со 2-й половины 1950-х гг. официальные делегации начали принимать во Внуково.
В 1965 году на Ходынке было построено новое здание аэровокзала. Это было не здание, а целый комплекс – включивший в себя сам аэровокзал, автостанцию, гостиницы. Здесь разместились билетные кассы, стойки регистрации и приёма багажа, залы ожидания, ресторан и кинозал. Отсюда на автобусах можно было добраться до аэропортов.
Для тех пассажиров, кому было, что говориться, невтерпеж с 1960 по 1971 годы за 2 рубля (!) отсюда же, с «Центральной вертолётной станции» можно было на вертолете мигом долететь в аэропорты Внуково, Домодедово и Шереметьево.
К 60-м годам все пассажирские рейсы отсюда постепенно перевели во вновь построенные Внуково, Домодедово, Шереметьево и Быково, с тех пор и вплоть до закрытия основным назначением Центрального аэродрома стали испытания новых самолётов.
Последний взлёт с него осуществил самолёт Ил-38СД индийских ВВС в июле 2003 года.
В 2005 году аэровокзал прекратил работу, в нем организовали торговый центр (ну естественно). Здание аэровокзала пало в 2017 г. в неравной схватке с всепоглощающими застройщиками и теперь на его месте красуются громадины из стекла и бетона.
В лихие 90-е планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле». Вместо этого почти не охраняемая экспозиция будущего музея, размещенная на заброшенной взлетно-посадочной полосе, со временем превратилась в авиакладбище. Здесь же по соседству по выщербленному бетону маршировали коробки парадного расчета, готовясь к главному параду на Красной Площади.
Ныне на месте первого московского аэропорта высятся многоэтажки, возведен крупнейший в Европе торговый центр «Авиапарк», разбит парк «Ходынское поле» (к слову, весьма симпатичный) куда можно добраться, выйдя на станции метро ЦСКА.
Такая вот получилась история, друзья мои. Но это не нытье о том, как было хорошо и как плохо стало. Вовсе нет! Это небольшое напоминание о нашей истории. А свою историю, историю своего народа, своей страны надо знать, ребята!