Найти в Дзене

17 ноября 1948 года в Ленинграде поставлен на вечную стоянку крейсер «Аврора»

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

«Аврора» — легендарный бронепалубный крейсер I ранга, который получил всемирную известность подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г.

Крейсер участвовал в Цусимском сражении 1905 г. В период Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна и музея, встав на стоянку на р. Неве в Ленинграде. За это время «Аврора» стала кораблём-символом Советского, а затем и Российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: обострившиеся противоречия с Англией, постоянно возрастающая «германская угроза» на Балтике, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, в том числе и постройки новых кораблей.

Принятые в 1895 г. изменения в кораблестроительной программе, предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два — «карапасных», то есть бронепалубных, «Диана» и «Паллада».

В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе.

Основой для разработки тактико-технических элементов будущих крейсеров стал созданный начальником Балтийского завода С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлся новейший в то время английский крейсер HMS Talbot. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).

31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй», в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований.

Другая версия предполагает, что крейсер получил свое название в честь фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны 1853—1856 г.г.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Официальная закладка крейсеров была произведена 23 мая (4 июня) 1897 года. Первой торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, главного начальника флота и Морского ведомства, и председателя Адмиралтейств-совета, укрепив серебряную закладную табличку между 60-м и 61-м шпангоутами и подняв на специально установленных флагштоках флаг и гюйс бедующего крейсера.

24 мая 1900 г. корпус «Авроры» был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора».

Корпус «Авроры» имел три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку.

На крейсере имелось две мачты. Высота фок-мачты ― 23,8 м; грот-мачты ― 21,6 м. Над тремя котельными отделениями стояли дымовые трубы высотой от колосниковых решеток 27,4 м.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Конструкция бронепалубного крейсера предполагала наличие сплошной карапасной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов). Её горизонтальная часть на «Авроре» имела толщину 38 мм, которая увеличивалась до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям. Наружная стальная обшивка имела толщину до 16 мм.

Главными двигателями являлись три паровые машины суммарной мощностью ― 11600 л.с. Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга.

Для размещения угля на «Авроре» имелись 32 угольные ямы, которые вмещали до 965 т угля; нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.

Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа (20 офицеров и 550 кондукторов и нижних чинов). Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм орудий, максимальной дальностью стрельбы до 9800 м, скорострельностью — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Двадцать четыре 75-мм орудий, дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 выстрелов. 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5 мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня,

Фото из открытых источников и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно.
Фото из открытых источников и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно.

Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. А также 35 сфероконических мин заграждения.

В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.

Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, а в строй боевых кораблей флота России вступил в 1903 году.

Затянувшиеся ходовые испытания позволили «Авроре» совершить свой первый выход в море лишь 25 сентября 1903 г. В составе соединений кораблей крейсер был направлен на Дальний Восток. Однако достигнув Джибути, в конце января 1904 г., узнав о начале войны с Японией соединение отправилось назад на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 г.

После возвращения на Балтику «Аврора» была включена в состав 2-ой эскадры Флота Тихого океана, которая должна была отправиться как можно скорее во Владивосток, чтобы помочь кораблям 1-ой Тихоокеанской эскадры разбить японский флот и установить господство в Японском море. Крейсер поступил под командование вице-адмирала З.П. Рожественского, и 2 октября 1904 г. в составе его соединения покинул Либаву, тем самым начав длительный переход на Тихий океан.

Ночью 14 мая 1905 г. 50 кораблей соединения вошли в Корейский пролив, где несколькими часами позже произошло Цусимское сражение. В ходе этого сражения «Аврора» действовала в составе Крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста.

К 14 ч. 30 мин. девять японских крейсеров атаковали транспортные корабли русской эскадры, и «Аврора» вместе с флагманским крейсером «Олег» вступили с ними в бой. Однако разгром русской эскадры был уже неизбежен. С наступлением ночи 15 мая разрозненные корабли русской эскадры предприняли отдельные попытки прорыва во Владивосток. Уклоняясь от торпедных атак японских миноносцев, «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» получили приказ О. А. Энквиста повернуть на юг, тем самым покинуть зону боя и Корейский пролив.

К 21 мая эти три крейсера с почти закончившимися запасами топлива смогли достичь Филиппинских островов, где в порту Манила были интернированы американцами. Во время Цусимского сражения «Аврора» получила серьёзные повреждения; 10 человек экипажа было убито, ещё 80 — ранено. Единственным погибшим в бою офицером крейсера оказался его командир капитан 1-го ранга Е. Г. Егорьев.

Находясь в Маниле в течение четырёх месяцев, экипаж «Авроры» своими силами проводил ремонтно-восстановительные работы. 10 октября 1905 г., получив сообщение об окончании войны с Японией, на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг и гюйс. Американцы возвратили крейсеру ранее сданные орудийные замки. Получив предписание вернуться на Балтику, «Аврора» достигла Либавы 19 февраля 1906 г.

Уже в 1907 г. поле ремонта «Аврора» смогла принять участие в учебных плаваниях, на которой проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса.

«Аврора» не принимала активного участия в Первой Мировой войне, только в 1916 году ей удалось показать свою боевую готовность, после которой в сентябре была отправлен на ремонт в Петроград.

27 февраля 1917 г. на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах началась забастовка. Командир «Авроры» М. И. Никольский, желая предотвратить бунт на корабле, открыл по попытавшимся сойти на берег матросам огонь из револьвера, за что в итоге был застрелен восставшей командой. С этого момента крейсер вошел в подчинение Временного революционного комитета, а командиры корабля избирались судовым комитетом.

Матросы крейсера «Аврора» приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде, а сам крейсер стал одним из символов Октябрьской революции.

25 октября (7 ноября) 1917 г. примерно в 21:45 комендор крейсера Евдоким Огнев, по приказу комиссара Белышева, произвел холостой выстрел, что стало сигналом к штурму Зимнего дворца, где заседало Временное Правительство.

Считается, что выстрел играл чисто психологическую роль — перед штурмом он деморализовал юнкеров, защитников Зимнего дворца, а также придал уверенности штурмовавшим его большевикам.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После восстановительного ремонта в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошёл в состав Морских сил Балтийского флота, на котором до 1940 года проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ Ленинграда.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В 1924 г. «Аврора» совершила свой первый дальний поход под советским флагом: крейсер обогнул Скандинавию, достиг Мурманска и Архангельска. Вплоть до 1927 г. корабль участвовал в различных походах.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

За заслуги «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота СССР, в 10-летнюю годовщину Революции учебный корабль был награждён орденом Красного Знамени.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В том же году был снят кинофильм-эпопея «Октябрь», где в съёмках приняла участие и «Аврора». Эти два события сделали крейсер ещё более известным.

В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Весь период блокады крейсер провел в порту Ораниенбаум (Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта.

17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского училища.

Окончательная «канонизация» крейсера «Аврор», превращение его в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом — Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Впоследствии крейсер стал кораблем-музеем и в этом качестве сохраняется по настоящее время, являясь объектом культурного наследия Российской Федерации.

К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. 18 августа 1984 года «Аврора» была подведена к стенке Судостроительного завода имени А.А. Жданова. К августу 1987 года «реставрация» «Авроры», стоившая примерно 35 миллионов рублей, была окончена.

26 июля 1992 года на «Авроре» был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. При этом «Аврора» сохранила статус военного корабля.

В сентябре 2014 года легендарный крейсер был отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, которые завершились в 2016 году, после чего он был возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.

#революция #октябрь #ленин #аврора #балтика