«Аврора» — легендарный бронепалубный крейсер I ранга, который получил всемирную известность подав сигнал холостым выстрелом из орудия к началу Октябрьской революции 1917 г.
Крейсер участвовал в Цусимском сражении 1905 г. В период Великой Отечественной войны принимал участие в обороне Ленинграда. После окончания войны продолжил службу в качестве учебного судна и музея, встав на стоянку на р. Неве в Ленинграде. За это время «Аврора» стала кораблём-символом Советского, а затем и Российского флота и ныне является объектом культурного наследия России.
К началу XX в. внешнеполитическое положение России было довольно сложным: обострившиеся противоречия с Англией, постоянно возрастающая «германская угроза» на Балтике, усиление позиций Японии. Учёт этих факторов требовал усиления армии и флота, в том числе и постройки новых кораблей.
Принятые в 1895 г. изменения в кораблестроительной программе, предполагали постройку в период с 1896 по 1905 гг. 36 новых кораблей, среди них девять крейсеров, из них два — «карапасных», то есть бронепалубных, «Диана» и «Паллада».
В начале июня 1896 г. планируемая серия была расширена до трёх кораблей, третий из которых (будущую «Аврору») было предписано заложить в Новом Адмиралтействе.
Основой для разработки тактико-технических элементов будущих крейсеров стал созданный начальником Балтийского завода С. К. Ратником проект крейсера водоизмещением 6000 тонн, прототипом которого являлся новейший в то время английский крейсер HMS Talbot. Тем не менее для своего времени (в частности, во время русско-японской войны) корабли этого типа оказались малоэффективны ввиду «отсталости» многих тактико-технических элементов (скорость, вооружение, бронирование).
31 марта 1897 года император Николай II повелел именовать строящийся крейсер «Авророй», в честь римской богини зари. Это название было выбрано самодержцем из одиннадцати предложенных вариантов наименований.
Другая версия предполагает, что крейсер получил свое название в честь фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны 1853—1856 г.г.
Официальная закладка крейсеров была произведена 23 мая (4 июня) 1897 года. Первой торжественную церемонию провели на «Авроре» в присутствии генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, главного начальника флота и Морского ведомства, и председателя Адмиралтейств-совета, укрепив серебряную закладную табличку между 60-м и 61-м шпангоутами и подняв на специально установленных флагштоках флаг и гюйс бедующего крейсера.
24 мая 1900 г. корпус «Авроры» был спущен на воду в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны. Во время спуска на верхней палубе корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на фрегате «Аврора».
Корпус «Авроры» имел три палубы: верхнюю и две внутренних (батарейную и броневую), а также баковую надстройку.
На крейсере имелось две мачты. Высота фок-мачты ― 23,8 м; грот-мачты ― 21,6 м. Над тремя котельными отделениями стояли дымовые трубы высотой от колосниковых решеток 27,4 м.
Конструкция бронепалубного крейсера предполагала наличие сплошной карапасной палубы, защищающей все жизненно важные части корабля (машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов). Её горизонтальная часть на «Авроре» имела толщину 38 мм, которая увеличивалась до 63,5 мм на скосах к бортам и оконечностям. Наружная стальная обшивка имела толщину до 16 мм.
Главными двигателями являлись три паровые машины суммарной мощностью ― 11600 л.с. Они должны были быть способны обеспечить 20-узловую скорость.
Для обеспечения работы котлов в корабельных цистернах содержалось 332 т пресной воды (для нужд экипажа ― 135 т), которая могла быть пополнена с помощью опреснительных установок системы круга.
Для размещения угля на «Авроре» имелись 32 угольные ямы, которые вмещали до 965 т угля; нормальным запасом топлива считались 800 т угля. Полного запаса угля могло хватить на 4000 миль плавания со скоростью 10 узлов.
Жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа (20 офицеров и 550 кондукторов и нижних чинов). Запас продовольствия был рассчитан на два месяца.
Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм орудий, максимальной дальностью стрельбы до 9800 м, скорострельностью — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Двадцать четыре 75-мм орудий, дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 выстрелов. 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5 мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.
Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня,
Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. А также 35 сфероконических мин заграждения.
В 1902 г. впервые на российском флоте «Аврора» получила якоря системы Холла.
Общая стоимость постройки «Авроры» оценивается в 6,4 млн рублей.
Летом 1900 г. крейсер прошёл первые испытания, а в строй боевых кораблей флота России вступил в 1903 году.
Затянувшиеся ходовые испытания позволили «Авроре» совершить свой первый выход в море лишь 25 сентября 1903 г. В составе соединений кораблей крейсер был направлен на Дальний Восток. Однако достигнув Джибути, в конце января 1904 г., узнав о начале войны с Японией соединение отправилось назад на Балтику, куда прибыло к апрелю 1904 г.
После возвращения на Балтику «Аврора» была включена в состав 2-ой эскадры Флота Тихого океана, которая должна была отправиться как можно скорее во Владивосток, чтобы помочь кораблям 1-ой Тихоокеанской эскадры разбить японский флот и установить господство в Японском море. Крейсер поступил под командование вице-адмирала З.П. Рожественского, и 2 октября 1904 г. в составе его соединения покинул Либаву, тем самым начав длительный переход на Тихий океан.
Ночью 14 мая 1905 г. 50 кораблей соединения вошли в Корейский пролив, где несколькими часами позже произошло Цусимское сражение. В ходе этого сражения «Аврора» действовала в составе Крейсерского отряда контр-адмирала О. А. Энквиста.
К 14 ч. 30 мин. девять японских крейсеров атаковали транспортные корабли русской эскадры, и «Аврора» вместе с флагманским крейсером «Олег» вступили с ними в бой. Однако разгром русской эскадры был уже неизбежен. С наступлением ночи 15 мая разрозненные корабли русской эскадры предприняли отдельные попытки прорыва во Владивосток. Уклоняясь от торпедных атак японских миноносцев, «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» получили приказ О. А. Энквиста повернуть на юг, тем самым покинуть зону боя и Корейский пролив.
К 21 мая эти три крейсера с почти закончившимися запасами топлива смогли достичь Филиппинских островов, где в порту Манила были интернированы американцами. Во время Цусимского сражения «Аврора» получила серьёзные повреждения; 10 человек экипажа было убито, ещё 80 — ранено. Единственным погибшим в бою офицером крейсера оказался его командир капитан 1-го ранга Е. Г. Егорьев.
Находясь в Маниле в течение четырёх месяцев, экипаж «Авроры» своими силами проводил ремонтно-восстановительные работы. 10 октября 1905 г., получив сообщение об окончании войны с Японией, на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг и гюйс. Американцы возвратили крейсеру ранее сданные орудийные замки. Получив предписание вернуться на Балтику, «Аврора» достигла Либавы 19 февраля 1906 г.
Уже в 1907 г. поле ремонта «Аврора» смогла принять участие в учебных плаваниях, на которой проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса.
«Аврора» не принимала активного участия в Первой Мировой войне, только в 1916 году ей удалось показать свою боевую готовность, после которой в сентябре была отправлен на ремонт в Петроград.
27 февраля 1917 г. на Адмиралтейском и Франко-Русском заводах началась забастовка. Командир «Авроры» М. И. Никольский, желая предотвратить бунт на корабле, открыл по попытавшимся сойти на берег матросам огонь из револьвера, за что в итоге был застрелен восставшей командой. С этого момента крейсер вошел в подчинение Временного революционного комитета, а командиры корабля избирались судовым комитетом.
Матросы крейсера «Аврора» приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде, а сам крейсер стал одним из символов Октябрьской революции.
25 октября (7 ноября) 1917 г. примерно в 21:45 комендор крейсера Евдоким Огнев, по приказу комиссара Белышева, произвел холостой выстрел, что стало сигналом к штурму Зимнего дворца, где заседало Временное Правительство.
Считается, что выстрел играл чисто психологическую роль — перед штурмом он деморализовал юнкеров, защитников Зимнего дворца, а также придал уверенности штурмовавшим его большевикам.
После восстановительного ремонта в 1922-1924 годах, крейсер «Аврора» в качестве учебного корабля вошёл в состав Морских сил Балтийского флота, на котором до 1940 года проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ Ленинграда.
В 1924 г. «Аврора» совершила свой первый дальний поход под советским флагом: крейсер обогнул Скандинавию, достиг Мурманска и Архангельска. Вплоть до 1927 г. корабль участвовал в различных походах.
За заслуги «Авроры» в подготовке грамотных специалистов для флота СССР, в 10-летнюю годовщину Революции учебный корабль был награждён орденом Красного Знамени.
В том же году был снят кинофильм-эпопея «Октябрь», где в съёмках приняла участие и «Аврора». Эти два события сделали крейсер ещё более известным.
В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Весь период блокады крейсер провел в порту Ораниенбаум (Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта.
17 ноября 1948 года легендарный крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского Нахимовского училища.
Окончательная «канонизация» крейсера «Аврор», превращение его в корабль-символ произошло в 1967 г., когда в честь 50-летнего юбилея революции 1917 г. «Аврора» вновь произвела холостой выстрел из бакового 152-мм орудия ровно в 21 ч. 45 мин.
В феврале 1968 г. крейсер был награждён вторым по значимости в стране орденом — Октябрьской революции. Так, «Аврора», однажды став первым орденоносным кораблём, стала и первым дважды орденоносным кораблём в истории советского ВМФ.
Впоследствии крейсер стал кораблем-музеем и в этом качестве сохраняется по настоящее время, являясь объектом культурного наследия Российской Федерации.
К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние. 18 августа 1984 года «Аврора» была подведена к стенке Судостроительного завода имени А.А. Жданова. К августу 1987 года «реставрация» «Авроры», стоившая примерно 35 миллионов рублей, была окончена.
26 июля 1992 года на «Авроре» был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг.
1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. При этом «Аврора» сохранила статус военного корабля.
В сентябре 2014 года легендарный крейсер был отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, которые завершились в 2016 году, после чего он был возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.
#революция #октябрь #ленин #аврора #балтика