В жизнеописаниях Плутарха в статье посвященной Ликургу я прочитал любопытный абзац, который цитирую дословно: «Одержав победу и обратив неприятеля в бегство, спартанцы преследовали его только на таком расстоянии, чтобы закрепить за собой победу бегством неприятеля, и затем немедленно возвращались. По их мнению, было низко, недостойно грека – рубить и убивать разбитых и отступающих. Их обычай был не только благороден, но и полезен, так как их враги, зная, что они убивают только сопротивляющихся и щадят сдающихся, считали выгоднее бежать, нежели оказывать сопротивление».
Я полагаю, что ни о каком благородстве спартанцев в данном случае не может быть и речи, а прекращение преследования лакедемонянами врага после победоносного сражения обусловлено совершенно иными обстоятельствами. Знаменитая спартанская фаланга была самым совершенным из всех созданных греками боевых механизмов. Спартанская фаланга (монолит) – это железная стена, воевавшая с отточенной тысячами часов тренировок синхронизацией. Именно из спартанской фаланги родились позже все знаменитые фаланги древности – косая фаланга фивийцев, македонская фаланга Филиппа и непобедимая фаланга римлян. Фаланга представляла собой линейный строй гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. В зависимости от обстоятельств, иногда построение фаланги в глубину увеличивалось. Дистанция между шеренгами на ходу составляла два метра, при атаке – один метр, при отражении атаки – полметра. При численности фаланги в восемь тысяч воинов ее протяжение по фронту составляло один километр. Учитывая плотность воинов и ограниченность движения, фаланга не имела возможности передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего боевого построения и целостности рядов, не могла действовать на пересеченной местности и преследовать отступавшего противника. Поэтому спартанская фаланга всегда ходила в атаку медленным шагом под ритм и мелодию многочисленных флейт. Именно по причине боязни разрушить боевое построение спартанцы не преследовали убегающего противника, учитывая малочисленность своей конницы. В битве при Херонее македонский царь Филипп приказал своей фаланге изобразить ложное отступление. Воодушевленные отходом противника, греческие союзники в отсутствие спартанцев, необдуманно бросились преследовать македонян и разрушили свои боевые порядки. В возникшие бреши в фаланге греков незамедлительно вклинилась конница македонян, а их фаланга перешла в решительное наступление. Как итог - проигранное греками сражение при всех первоначальных шансах на успех.
В первую очередь, слаженность действий и железная дисциплина позволяли спартанцам на протяжении трех веков с завидным постоянством одерживать победы над своими противниками во фронтальных битвах, лишенных какого-либо маневра. Возникшая брешь в построении любой фаланги приводила к разрушению всего боевого построения. По этой причине спартанец, самовольно покинувший в бою свое место в фаланге, лишался всех гражданских прав, привилегий и автоматически зачислялся в особую социальную категорию – «дрогнувших». Смыть данный позор и бесчестье могла только смерть спартанца в новом сражении. Несокрушимость спартанской фаланги доказана в ходе двухдневной битвы при Фермопилах, когда многократно превосходящие силы персидского войска не смогли преодолеть монолитный строй трехсот лакедемонян в узкой горловине горного ущелья. Следует отметить тот немаловажный факт, что спартанцы являлись единственными профессиональными воинами во всей Греции. Их соплеменники брали в руки оружие лишь в случае крайней необходимости и, естественно, не имели таких боевых навыков как лакедемоняне. А в качестве наглядного примера массового избиения и беспомощности опытных воинов, находящихся не в боевом построении, можно привести битвы римлян с карфагенянами при Тразименском озере и с германцами в Тевтобургском лесу. Тогда римские легионы, находящиеся в походном марше были лишены возможности сплотиться в монолитный строй и уничтожались разрозненными отрядами по отдельности.
В период с 6 века до 371 года до новой эры Спарта претендовала на господство над Пелопоннесом и временами распространяла свою гегемонию над всей Грецией. Только в битве при Левктрах составленная из элитных воинов ударная фиванская колонна численностью в 50 шеренг смогла продавить, а затем и прорвать более малочисленную спартанскую фалангу в месте основного сокрушительного удара. Нарушенная целостность боевого построения лакедемонян уже не могла быть восстановлена, и они отступили к своему лагерю. Потери спартанцев составили более тысячи человек. В битве был смертельно ранен и спартанский царь Клеомброт. Никогда до сих пор спартанцы не проигрывали сражения уступавшему им в численности противнику.