Предлагаю обзор ранее изданных и приобретенных мною книг о флоте, а так же тех книг, которые купил недавно, но выпущены они были относительно давно. Понимаю странность в названии раздела - если я купил книгу, то она должна "подходить" под категорию "рекомендуемая к приобретению" и стоять на полке. Ведь так? Правда следует учитывать, что книги выполняют не только информационную, но и коллекционную функцию, может и не всегда. Есть книги, которые и интересны, но и без них можно обойтись, однако она входит в какую-то серию или коллекцию и вам хочется ее иметь. Это если вы понимаете, что такое "книжная коллекция" или домашняя библиотека. Такая вот попытка объяснить, но в любом случае - решать вам, у нас разные "книжные полки" и разные требования к ее комплектации.
Покупка книг сейчас дело дорогостоящее, тем более если можно найти в интернете электронную версию. Однако есть книги, удовольствие от общения с которой можно получить только если держать ее в руках, листать страницы, чувствовать запах краски. И это только бумажные книги. Еще пару строк про рубрику - здесь представляю книги, которые купил относительно давно, и в раздел "Новинки" они не попадают, но есть потребность поделиться о них впечатлением, так как не сразу удается новую книжку прочитать, но в любом случае очередь дойдет до каждой.
Сегодня на обзоре книга, которая была издана уже 5 лет назад, но каким то образом я не заметил этого "события", да и авторы статей и читатели как-то не особо ее вспоминали. Хотя еще года два назад я встретил упоминание о ней, но цена оказалась не сосем "подходящей" или условия приобретения были сложными, так что тогда эта книга "затерялась". И вот удача - книга появилась в книжном интернет-магазине на букву "Л", и я решился ее купить. Эта книга издательства "Пятый Рим", который выпускает достаточно качественные книги. Это название издательства, вероятно и сыграло со мной эту "шутку", и книга чуть было не прошла мимо. Просто не замечал в этом издательстве книг о флоте, тем более настолько качественных. Итак, переходим к данному произведению.
Выходные данные: Виноградов, С.. "Линейный корабль "Императрица Мария". Легенда длиной в столетие/С.Е.Виноградов. - М.: Издательство "Пятый Рим" (ООО "Бестселлер"), 2017.- 304 с.+фотоальбом. О книге подсказал один из читателей канала, за что огромное ему спасибо! Кстати, тираж книги относительно большой - 2000 экз., возможно благодаря этому, а также цены в 3000 рублей она еще продается в магазинах. К тому же достаточно эффектное оформление обращает на себя внимание. Кстати, благодаря скидка книга оказалась не слишком дорогой - примерно 1667 рублей, для такого издания с альбомом - просто даром! Кстати, в другом интернет-магазине сейчас эту книгу можно купить еще дешевле - примерно за 1300 рублей. Автор - известный военно-морской историк, который уже "отметился" своими работами в том числе и по заданной теме, так что С.Е.Виноградов - уважаемый и очень грамотный автор. Читал его книги, поэтому не сомневался, что книга будет качественным произведением, и не ошибся.
Единственное что вызывало сомнение, так это тема. Ее известность, интерес, значимость и глубина сомнений не вызывали, но просто об этом уже достаточно много книг и отдельных изданий, статей, так что была мысль а не будет ли это повтором ранее изданных книг. Но опасения оказались напрасными - материал достойный и изложен так же достойно. В целом книга содержит исчерпывающую информацию об истории проектирования, создания, боевого применения, гибели и подъёма корабля. Из девяти глав - пять посвящены как раз событиям до взрыва, начиная с предпосылок появления корабля такого класса и типа на Черном море и создания проекта. Автор рассмотрел подробно все что предшествовало постройке линкора и его службу, а разумеется около половины всего материала - это хроника катастрофы и ее последствия, а также результаты расследования.
Если охарактеризовать издание, то можно сказать одно слово: "уникально", и книга, и альбом. И не даром этот корабль назван "легендой" - у него было и осталось много загадок и тайн, и книга делает очередную попытку их раскрыть, в том числе и визуально. В издании представлена вся фотоистория корабля, в книге много материалов исследований экспертов, которые автор кропотливо собирал по архивам, музеям, составляя фотосвидетельство жизни знаменитого линкора. Материалы семи архивов (так указано в краткой аннотации на форзаце), музеев, редкого фонда библиотек, личных коллекций поражают своей документальностью. Восстановление истории и событий проходит на страницах книги и альбома. После знакомства с этим изданием приходит понимание, что все что было написано ранее об этом корабле было лишь отрывочными публикациями и частичными исследованиями.
В целом восхищен качеством издания и уровнем работы автора, очень достойная работа, в принципе другого от Виноградова и не ожидал. Многочисленные схемы, фотографии, таблицы дополняют текстовый материал. История проектирования и строительства, боевая служба первого дредноута Черного моря описаны очень обстоятельно и подробно. В очередной раз можно убедиться , что постройка корабля такого класса -коллективный труд, плод усилий всей страны, показатель ее технического и организационного уровня, свидетельство отлаженных коммуникаций и ответственности десятков заводов.
Разумеется, автор много страниц уделил описанию трагической гибели линкора на рейде от внутреннего взрыва, исследованию причин обосновал свою точку зрения на причину взрыва. Но на этом он не остановился и описал процесс подъема корпуса корабля и орудийных башен. В своей книге автор рассмотрел наиболее вероятные причины пожара на корабле, которые привели к взрыву артиллерийских погребов и затоплению линкора. Причем особое внимание уделено версиям связанным с воспламенением пороха - с удовольствием прочитал, очень интересно. Здесь я не буду высказывать свое мнение о причинах взрыва, но думаю, что ближе всего к истине -диверсия на корабле. Вы, уважаемые читатели, можете сформировать и высказать свое собственное мнение. Кстати, что удивительно - корпус корабля выдержал все взрывы не разрушившись, а вода внутрь линкора стала поступать через вырванный подводный ТА правого борта. И как говорил один из читателей, "как знать, если бы этого торпедного аппарата не было, то и корабль мог бы остаться на плаву." Может и так!
Уже говорилось, что качество издания книги очень высокое - великолепная мелованная бумага, качественный текст, многочисленные схемы и рисунки, очень качественный переплет, цветная привлекающая к себе внимание обложка, а в приложении отдельно альбом фотографий и чертежей. Да, именно в приложении, отдельное издание - фотоальбом с большими схемами и фотографиями. К сожалению схемы сделаны таким образом, что их центральная часть приходится на переплет и нельзя полностью их изучить, без вреда для переплета, но для фото - этого недостатка нет.
Пересказывать книгу не буду, не благодарное это дело, и утомительное - лучше сами прочитайте. Исторического материала много. В тексте много ссылок, воспоминаний, цитат встречаются и конечно - технических деталей. Причем отмечу такой факт - это все таки КНИГА с фотоальбомом, то есть хочу подчеркнуть, что печатного материала в книге очень много, это как раз свойственно книгам Сергея Евгеньевича. Количество страниц и разворотов, где нет вообще ни одной иллюстрации - велико. И несмотря на то, что поля не узкие и отступ от середины тоже не маленький - два столбика текста на странице смотрятся очень "солидно". Это замечание относится к некоторым современным книгам, где текста очень мало, а основной объем издания составляют именно фотоматериалы. В данном произведении, поверьте, вам придется читать.
Если честно - получил удовольствие от прочтения этой книги, спасибо автору за хорошую работу. Как видите, в разделе про боевые действия "Марии" даже не забыт линейный крейсер "Гебен". У книги обширная библиография, очень много материалов из арховов, есть и статьи, и диссертации, и монографии. Кстати, если заговорили про иллюстрации, то отметим и оформление. По оформлению - формат 60х84/8 (примерно А4), формат подарочного издания. Причем книга не очень толстая, страниц всего около 300, плюс цветная обложка привлекает внимание - мимо точно не пройти.
Итак, заканчиваю. Делая вывод можно сказать, что книга добротная, очень интересная и качественная, в смысле - качественно написанная, качественно изданная, на мелочах не экономили, и цена "божеская (вообще удивительно, что ее продают так дешево!, )).
При этом книга читается довольно легко, даже целые страницы текста не напрягают, побольше бы таких.
Если у читателей канала есть вопросы по книге - могу ответить. Если есть вопросы по другим изданиям на военно-морскую тему, и вас интересует мое мнение - высказывайте пожелания какую книгу из ранее изданных вы хотите обсудить, подготовим обзор. Спасибо!
Итоговый вывод: Рекомендую к приобретению, если вы интересуетесь историей отечественного ВМФ, а впрочем, представленная история будет интересна и для тех, кто интересуется просто линкорами и их судьбой.
Но не заставляю покупать ее, вам решать, можете и файл найти, только с файла какой толк?