Найти тему

Интервью с Романом Усатовым и Валентином Молотовым

Вы работаете с детьми, которые только начинают профессиональную карьеру. Как начинался ваш путь в спорт?

Роман Усатов (далее – Р.У.): Как многих, привели родители в пять лет на каток. Начали заниматься, что-то стало получаться, появилось желание чем-то заниматься. Появляются результаты – и начинаешь двигаться к цели.

Валентин Молотов (далее – В.М.): Меня также привели родители – у них был план позже отдать меня в хоккей, так как в пять лет в секцию хоккея не принимали, а фигуристы уже занимались. Родители хотели, чтобы я научился стоять на коньках, а затем отвести меня в школу хоккея, но план не сработал (смеется), меня затянуло в фигурное катание. В возрасте 15 лет все поняли, что я далеко не одиночка… и отдали меня в танцы на льду (улыбается).

Переход к тренерской работе вам дался легко?

Р.У: Мне лично дался легко, хотя тренерская работа – это другая ответственность. Это не просто встать по другую сторону бортика – нужно объяснить человеку, чтобы он сделал так, а не иначе, и нужно объяснить это так, чтобы человек понял, зачем ему это нужно. Но это, скорее, не сложность, а элемент переключения.

В.М: У меня переход произошел еще проще. Я еще катался – заканчивал со спортом, и мне предложили попробовать себя в качестве хореографа поставить программу. Я это сделал и ушел обратно в спорт. Ушел на 2 месяца, покатался, вернулся и понял, что нужно работать в этом направлении.

Вы часто бываете в регионах?

В.М.: У нас проходят мероприятия в других городах – после приезда я, например, улетаю во Владивосток. Вместе с вашим тренером, Александром Егоровым, мы вместе работали в Мценске, в прошлом году были в Ярославле. Мы ездим, когда нас приглашают, когда есть спрос, и наша работа интересна людям.

На ваш взгляд, развивается ли фигурное катание как вид спорта в регионах? Как оцениваете ситуацию?

Р.У: Однозначно можем ответить, что фигурное катание в регионах развивается – об этом свидетельствует хотя бы то, что на этапах Кубка страны раньше впереди планеты всей были Москва и Санкт-Петербург, а последние годы появляется немало талантливых спортсменов из регионов, которых становится все больше.

В.М.: Смотришь, откуда победитель или призер, и видишь нестоличный город.

Чем, на ваш взгляд, обусловлено такое развитие? Популярностью фигурного катания, появлением инфраструктуры – другими факторами?

В.М.: Это все в совокупности. Мы общаемся с ребятами, которые набирают маленьких детей. После крупных мероприятий – бешеный прирост. Стрельнуло фигурное катание – оно на пике, то детей туда и отдают. И да, появляются катки. Раньше их было меньше, специалистов в регионах тоже не было. Сейчас, с появлением инфраструктуры, многие возвращаются к себе, начинают работать.

Р.У. Сложно оценить – на каждом этапе подготовки отсеиваются. У нас есть контрольно-переводные тестирования. До высоких разрядов доходит мало, но дети идут с удовольствием заниматься. Фигурное катание находится на информационном пике уже много лет благодаря победам наших спортсменов. Прирост есть, дети идут, хотят заниматься, другой разговор – до какого уровня они доходят.

Какие факторы должны сыграть роль, чтобы человек добился успеха?

Р.У. Много факторов, чтобы спортсмен дошел до финальной цели. Как минимум, он должен быть одарен, он должен быть трудолюбив и ему должна сопутствовать удача.

На ваш взгляд, не превратилось ли фигурное катание в набор элементов, уровень сложности которых постоянно повышается? Не вредит ли это развитию направления?

Р.У. Вечный вопрос. Личное мнение – я больше отношу фигурное катание к спорту, и тут есть нормативы, которые нужно выполнить. Я считаю, что так и должно быть – люди развиваются, планка повышается, я не вижу в этом проблемы. На фоне этого искусство уходит на второй план, так как люди гонятся за рекордами, но, на мой взгляд, это не проблема.

В.М. Российским фигуристам установленный уровень не мешает демонстрировать хороший уровень хореографии.

Вы следите за фигурным катанием?

- Следим за своими воспитанниками, смотрим на нашу сборную, переживаем. Все крупные турниры смотрим, поддерживаем спортсменов российских. Есть и зарубежные спортсмены высокого уровня, на которых приятно посмотреть.

Позанимались с нашими девушками – что можете сказать об их уровне подготовки?

Р.У. Есть, куда расти. У ребят желание есть, глаз горит, все условия для этого у вас тут есть – зал и комфортный каток. Специалисты тоже квалифицированные, «голодные» до работы – мы встречаемся, делимся наработками. Очень важно, что тренеры понимают в судейской работе, могут что-то подсказать, помочь, так как многое меняется в подходе к оценке выступлений. Есть люди, которые сидят в своем «огороде» и никого туда не пускают – радует, что у вас не так. Мы всегда на контакте, здесь рады нашим предложениям и желанию помочь.

Вы ставите программу Ангелине и Валерии. Поделитесь деталями?

- В.М. Я всегда отталкиваюсь от спортсмена – от его возможностей. Также идет диалог с тренером, который говорит элементную базу, что называется, «мы можем». Образы тоже рождаются в диалоге, очень часто берется композиция, фразу, которой «выкладываем» всю оставшуюся картины. На названии даже песни можно построить часть хореографии. Так, у Ангелины будет идея про перчатки, - хореография поставлена на руки. У Валерии будет тема Джеймса Бонда, у Ангелины – история про «Черное и белое». Не буду раскрывать подробностей – итог можно будет увидеть в новом сезоне своими глазами.