Часто на консультациях нас спрашивают, что будет с имуществом супруга или супруги при банкротстве. Рассмотрим ситуацию, когда между ними заключен брачный договор.
Этот документ может снизить риски в потере имущества, но ошибочно полагать, что заключить брачный договор можно в самой процедуре банкротства. В этом случае суд вряд ли примет сторону должника, а кредиторы смогут добиться своего — включения имущества в конкурсную массу.
Рассмотрим октябрьское решение Верховного суда, которым определено, что имущество не подлежит разделу и реализации в рамках дела о банкротстве, если оно куплено одним из супругов уже после возникновения личных долгов у другого и заключения брачного договора.
В судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) рассматривалось дело индивидуального предпринимателя Артёма Л. В июне 2017 года, незадолго до того, как в суд начали поступать требования о взыскании с него задолженности по просроченным обязательствам, они с супругой заключили брачный договор. По его условиям всё имущество принадлежит тому супругу, на чьё имя оно оформлено. В браке совместно они ничего не приобретали.
Летом 2018 года в отношении Артёма Л. Инициировали процедуру банкротства. В мае 2019 признан банкротом и в отношении него начата процедура реализации имущества.
Финансовый управляющий в ходе дела выявил у супруги должника два автомобиля, купленные ей в сентябре 2017 года и в декабре 2020 года и обратился в Арбитражный суд Москвы с ходатайством об истребовании у неё автомобилей и передачи их в конкурсную массу. Суд ходатайство удовлетворил. Апелляция и кассация решение суда оставили в силе.
Но СКЭС Верховного суда РФ, рассмотрев жалобу супруги должника Надежды Л., отменила решения нижестоящих судов и отказала финансовому управляющему в удовлетворении его ходатайства.
Суд в рамках дела о банкротстве отказался признавать этот брачный договор недействительным. А коллегия пояснила, что автомобили находились в единоличной собственности супруги, поскольку она приобрела их после заключения брачного договора.
В определении ВС РФ отметил, что кредиторы, обязательства перед которыми возникли ранее заключения брачного договора, не вправе были рассчитывать на удовлетворение своих требований за счёт спорного имущества. При этом обязательства должника не являются общими обязательствами супругов.
«Совместно нажитое имущество супругов — острый вопрос для процедуры банкротства, — комментирует руководитель компании «Новая глава» Виталий Кузнецов. — Всё имущество должника подлежит включению в конкурсную массу, в том числе и совместно нажитое в браке. Право собственности на имущество по брачному договору должно перейти к супругу или супруге до начала процедуры банкротства. В таком случае, избежать реализации будет проще, но всё же исключение имущества из конкурсной массы лучше доверить профессионалам».
Ссылка на источник: https://fedresurs.ru/news/4afcd024-b2d8-48be-9aca-487a59d57a43