Недавно открывшаяся парижская ярмарка представляет собой комбинацию двух разных выставок — Fine Arts Paris и ярмарки антиквариата и искусства La Biennale — и проходит в стильном Carrousel du Louvre. Место проведения, хотя и меньше, чем предполагаемое место проведения ярмарки в Большом дворце, с 2024 года (в следующем году мероприятие будет проходить в Большом дворце Эфемер, пока прежний будет ремонтироваться), временное место, тем не менее, предоставило организаторам хорошие условия для демонстрации их амбиций. И дилеры, казалось, были готовы дать новому совместному предприятию честный шанс.
От широты предлагаемых произведений (от антиквариата до современности, от старых мастеров до исламского искусства) до безупречной презентации и изысканного VIP-обслуживания, есть явное стремление соперничать с монополистами рынка.
Хотя продажи не были впечатляющими, дилеры в подавляющем большинстве положительно оценивали будущее выставки и ее потенциал для дальнейшего роста.
«Организация ярмарки обеспечивает эклектизм, который приближает это событие к крупным международным универсальным ярмаркам, таким как Брюссельская художественная ярмарка (Brafa) и Европейская ярмарка изящных искусств (Tefaf)», — говорит Камиль Сурже. Во время предварительного просмотра ее одноименная галерея продала две крупные работы Les Liliacées за «шестизначные» суммы.
Другой торговец рукописями, Дэниел Крауч, на чьей выставке были представлены произведения по цене от 2500 до 1 750 000 евро, по-видимому, согласился: «Поскольку это наш первый раз, мы не можем комментировать сочетание ярмарок», — говорит он, добавляя: «но, кажется, это имеет смысл, поскольку раньше ни один из них не процветал, а теперь, когда Париж становится все более важным центром арт-рынка, хорошо, что они объединились. Мы изображаем экономических беженцев, спасающихся от глупости Brexit в поисках доступа к самому большому рынку в мире».
Среди экспонентов было много дилеров из Франции и Бельгии, что стало результатом мер, принятых организаторами для защиты от пандемии, чтобы предотвратить международные поездки, которые становятся несостоятельными. Это привело к сильному присутствию африканского и океанического искусства, часто демонстрируемого с модернистскими работами. Этот подход хорошо сработал для Дидье Класа, который продал фигуру предков Сонинке Догон из Мали по цене от 250 000 до 350 000 евро, а также для Патрика и Ондин Местдаг, чей директор отметил, что мероприятие привлекло большую аудиторию по сравнению с изданием 2021 года. Fine Art Paris «в связи с изменением дат на более подходящие».
Старые мастера также пользовались хорошим спросом: Мишель Дескур продал 10 работ в первый день, в том числе «Ронда» (1843-1845) Луи Жанмо примерно за 200 000 евро, а Дидье Аарон сообщил о продаже большого натюрморта Адриана ван дер Кабе за нераскрытую сумму. Один из немногих британских дилеров, принявший участие, Чарльз Беддингтон, объединился с Артуром Рамоном. Среди работ, которые они привезли, — «Венеция: Бачино-ди-Сан-Марко» Круга Каналетто по цене около 100 000 евро.
Некоторые из наиболее впечатляющих стендов были ориентированы на интерьеры. Нетрудно понять, почему экспозиция «Шинуазри» Galerie Steinitz получила приз за лучший стенд, а гобелен Жана Люрка «Ле Буа» (1947) привлек большое внимание в Galerie Chevalier. Хотя последний не был продан по цене 130 000 евро к концу VIP-мероприятия, Амели-Марго Шевалье отметила «много очень интересных клиентов на гала-вечере, а также много иностранных клиентов».
Итак, Франция стала претендентом на Тефаф? Еще нет. Масштаб все-таки интимный — на 86 стендах - он по размерам ближе к Brafa. Но в то время как предлагаемая работа отличается высоким качеством, максимальные цены приближаются к паре миллионов евро, а не к десяти миллионам и выше. Тем не менее, в этом году выставка убедительно укрепила позиции ярмарки в напряженном календаре мира искусства и предполагает, что у организаторов есть планы на дальнейшее развитие.