Найти в Дзене
Кисть и скальпель

Турецкая гвоздика, французский король и чума

В XVIII в. ботаник и медик Карл Линней дал гвоздике научное название Dianthus, что означает «божественный цветок» или «цветок Зевса». А мастер ботанической иллюстрации Пьер-Жозеф Редуте ее зарисовал.

Пьер-Жозеф Редуте. Гвоздика. 1800-е гг.
Пьер-Жозеф Редуте. Гвоздика. 1800-е гг.

В изобразительном искусстве гвоздика имеет богатую символику. Изначально гвоздика появилась в религиозной живописи. Красная гвоздика символизирует кровь Христа или чистую любовь Девы Марии. Есть легенда, гласящая, что когда Иисус нес крест на Голгофу, его мать Дева Мария, глядя на это, плакала. И ее слезы, упав на землю, распустились красными бутонами гвоздики. Потому цветы символизируют неумирающую любовь матери. Одновременно, гвоздика символизирует тот самый крест или Распятие, которое нес Иисус. В этом смысле цветок фигурирует на картинах Леонардо да Винчи и Рафаэля. Там младенец Иисус тянется к красной гвоздике. Сын Божий мал и пока ему неведом этот мир, но, в то же время, этот жест демонстрирует осознание ожидающего его самопожертвования. В свою очередь, белая гвоздика символизирует ясную и чистую христианскую жизнь.

Постепенно гвоздика стала появляться и на светских полотнах. Здесь гвоздика красного цвета является символом обручения. Например, в этом качестве она часто изображалась во фламандской портретной живописи XV-XVI вв. Помимо портретов она также появлялась на натюрмортах. В совокупности с другими цветами, например, с маками и лилиями, она напоминала голландскому обывателю о необходимости вести праведную христианскую жизнь.

Тем не менее гвоздика не всегда была звездой европейский живописи. Когда-то о ее существовании в Европе даже не подозревали. Уроженка Востока, она попала в Европу только в XIII в. благодаря одному из самых известных и почитаемых королей Франции - Людовику IX Святому.

Людовик IX Святой. Часть страницы Библии, изготовленной для королевы Франции Бланки Кастильской и ее сына Людовика Святого. Между 1227-1234 гг. Париж, Франция.
Людовик IX Святой. Часть страницы Библии, изготовленной для королевы Франции Бланки Кастильской и ее сына Людовика Святого. Между 1227-1234 гг. Париж, Франция.

В историю он вошел как руководитель седьмого (1248-1254 гг.) и восьмого крестовых походов (1270-1272 гг.). Он был уважаем за свои государственные реформы и отношение к народу. Сохранился рассказ о том, как Людовик садился в компании опытных правоведов под большой дуб в Венсенском лесу, чтобы выслушивать и разбирать жалобы своих вассалов. Он любил книги и искусство, возводил храмы и отличался религиозностью. В народе его любили, а все последующие короли хотели быть на него похожими. Вольтер о нем писал: «Его благочестие – благочестие анахорета – не лишило его ни единой королевской добродетели. Рачительно хозяйствуя, он не стал менее щедрым, он умело сочетал мудрую политику с непогрешимым правосудием. И, быть может, это единственный государь, который заслуживает и такой похвалы: он был трезво мыслящим и непреклонным в совете, несгибаемым, но не безрассудным в сражении и так умел сострадать, словно всю жизнь его преследовали несчастья. Больших добродетелей человеку не дано».

Условно история с гвоздикой началась в 1270 г., когда Людовик Святой прибыл в Карфаген в ходе восьмого крестового похода. По прибытии 60-тысячное войско короля приступило к осаде Туниса. Вскоре среди войска разразилась болезнь. Все считали, что это чума. Король, обладавший некоторыми знаниями в области целебных трав, решил искать лекарство. Он был убежден, что в природе должно существовать противоядие. И выбор его пал на цветок турецкой гвоздики, отличавшийся ярким цветом и приятным ароматом, и потому вселявший надежду, что его можно использовать в борьбе с ужасной и некрасивой болезнью. Король сделал отвар из лепестков цветка и стал поить им заболевших. Чума начала отступать. Но это не спасло самого короля и 25 августа 1270 г. болезнь забрала и его.

Смерть Людовика IX во время осады Туниса. Миниатюра Жана Фуке из «Больших французских хроник». XV в.
Смерть Людовика IX во время осады Туниса. Миниатюра Жана Фуке из «Больших французских хроник». XV в.

Лишь недавно выяснилось, что король умер вовсе не от чумы, а от цинги, о чем свидетельствовал осмотр челюстной кости короля, хранящейся в реликварии собора Нотр-Дам-де-Пари. Во время похода король отказывался есть традиционную местную кухню, содержащую множество овощей и цитрусовых, и придерживался строгого религиозного поста, включавшего в рацион только рыбу. Крестоносцы же питались только мясом. Исторические документы описывают как король впоследствии потерял все зубы – один из признаков цинги. Возможно, что шестая часть армии погибла также именно от цинги. Допускается, что ослабленный недостатком витамина C организм, мог стать легкой добычей и для других болезней, например, для брюшного тифа, весьма распространенного заболевания военных кампаний. Гвоздика же ни в случае чумы, ни цинги, ни тифа не помогает.

Нижняя челюсть, предположительно, принадлежавшая Людовику Святому // P. Charlier et al. The mandible of Saint-Louis (1270 AD): Retrospective diagnosis and circumstances of death / Journal of Stomatology, Oral and Maxillofacial Surgery. № 2. 2020. С. 172-174.
Нижняя челюсть, предположительно, принадлежавшая Людовику Святому // P. Charlier et al. The mandible of Saint-Louis (1270 AD): Retrospective diagnosis and circumstances of death / Journal of Stomatology, Oral and Maxillofacial Surgery. № 2. 2020. С. 172-174.

Тем не менее на память о короле, вернувшиеся во Францию крестоносцы, привезли с собой и гвоздику. Ее целебность они приписывали не свойствам самого растения, а святости их короля, которого в 1297 г. Папа Бонифаций VIII причислил к лику святых. Вскоре гвоздика стала популярной во всей Европе. Француженки и итальянки, провожая любимых в Святую землю воевать с сарацинами, дарили им букетики гвоздик, веря, что этот талисман убережет тех от смерти и дарует победу.