Мы видим примеры, когда у легенд получается построить карьеру тренера. Тот же Гвардиола, Зидан, Анчелотти могут похвастаться большой карьерой за плечами.
Но бывают и обратные случаи. У Анри, например, ничего не получилось в «Монако», а Микаэль Лаудруп провалился почти везде, где пытался работать.
Тут все сугубо индивидуально. Я не вижу никакой зависимости тренерской карьеры от роли, которая была у специалиста в бытность игроком, уровня, на котором он выступал и качеств футболиста. То, каким был игрок, абсолютно никак не влияет на то, каким он будет тренером.
Здесь на первый план выходят личные качества и способности, которые будут применяться в роли тренера. В понимании футбола у экс-игроков нет никаких вопросов и быть их не должно. У них огромный авторитет и опыт, команда будет их слушать.
Вопрос в том, как человек впитывает новую информацию. Как он коммуницирует с другими людьми, это очень важно. Главному тренеру, да и любому тренеру приходится работать и общаться с большим количеством людей. Тренер должен быть психологом. Он обязан уметь выстраивать отношения с коллективом. Не у всех бывших игроков есть эти навыки.
Сразу же после смены деятельности на бывшего игрока сваливается огромное количество новых вводных: как выстроить тренировочный процесс; какие можно применять программы и инструменты в своей работе; какие есть ноухау у других тренеров, которые можно применить. И легендами тренерского цеха становятся именно те бывшие футболисты, которые отвечают всем этим параметрам.
А те, кто отстают хотя бы по одному-двум параметрам, не пользуются спросом на тренерском рынке труда, несмотря на блестящие карьеры. Это правило работает как в топ-5 лиг, так и у нас.
И таким экс-игрокам, скорее всего, просто нужно это принять и поискать себя в чем-то другом, подходящем под их личные качества. Стать аналитиком, скаутом, агентом, функционером, да просто лицом чего-то.
Посмотрите на Андрея Сергеевича Аршавина, например. Вот ему главным тренером быть не нужно и он это понимает. И он успешен.
Кому не нужно становиться тренером?
Такая работа подойдет не каждому. Это огромные нервы, много психологической работы как над собой, так и с окружающими и подопечными. Это большая ответственность.
Не каждый из футболистов способен взять на себя эту ответственность. За людей, за клуб, перед болельщиками. Все-таки уровень этой ответственности у футболистов и у главного тренера разные.
Футбол — командный вид спорта и в большинстве случаев ответственность размывается на всю команду. Есть отдельные ошибки, недоигровки, но очень часто сначала один ошибся, потом другой, а потом третьему приходиться геройствовать. Редко винят отдельного игрока в поражении. А вот тренер в поражении виноват всегда.
Не все игроки способны в будущем брать на себя ответственность, которая ложится на плечи наставника.
Есть исключение. Прямую ответственность за пропущенные голы несет вратарь. Голкипер управляет всей командой, видит все, управляет защитой. Поэтому вратари нередко потом становятся главными тренерами.
Наставником может быть центральный защитник, вратарь или центральный полузащитник, который в бытность игроком управлял игрой команды в центре поля. Они любят управлять игрой.
А вот нападающие выбирают для себя тренерскую работу реже. Потому что в этом амплуа ты управляешь не игрой на протяжении 90 минут, а ситуацией, моментом.
Способность принимать удар, нести ответственность очень влияет на желание и возможность игрока в дальнейшем стать тренером. Кстати, возможно Ибрагимович исключение?
Таким интересным мнением поделился с нами Александр Веряскин. А как считаете вы?
Источник: https://t.me/FutbolGika/533
Путь в большой футбол: https://clck.ru/32hNy9