Найти тему

Маршрут 2

Как писал в первой части - годы идут, брюхо растёт, по сему - с лета решил увеличить нагрузку и пробег на своём самокате. В той же части описал свой маршрут до Верхнего озера и вокруг него.

Теперь - озеро Нижнее. Проезжаем улицу Сергеева, и спускаемся с Черняховского на набережную Нижнего озера. Опять же, формально - это пруд, вода в него попадает из Верхнего через каскад, который наконец - то привели в порядок. Запруду организовали аж в 1256 году, из пруда вода попадала в Преголь и ров Королевского замка, коего уж нет (и рва, и замка). Нижний пруд - старейшее рукотворное сооружение, сохранившееся до наших дней в Калининграде. Проезжаем мимо Дома профсоюзов - здание постройки 1982 года, архитектор Вадим Еремеев. Где - то попадалось, что для сохранения пропорций в проект, втихаря, был добавлен этаж.

Набережную Нижнего озера привели в порядок к Мундиалю 2018, закатали в асфальт и бетон, разметили. Правда велодорожка - чистая формальность, не разъехаться. Но кого эти тонкости останавливают!

Дорожки на разных уровнях, лодочная пристань (лодок нет который год, хотя были), есть где прогуляться и отдохнуть. Вся эта красота выводит нас к ДП, то есть к Дворцу пионэров. Сейчас сие заведение носит официозно - бюрократическое название "Дворец творчества детей и молодёжи города Калининграда". Пока договоришь, забудешь, с чего начинал! Так что - ДП, и баста!

Здание построено по проекту Александра Невежина. За основу был взят типовой проект школы с внутренним двором, вот только вместо него сделали большой крытый зал, на стене которого завёлся скалодром. Добавили башню с обсерваторией, пристройку с бассейном для маленьких чемпионов, вместо типовых поставили круглые окна - и найдите здесь стандартную школу!

С противоположного берега к ДП можно попасть по дамбе с водяным затвором. Им регулируют уровень воды в Нижнем озере.

Едем к Музейному мосту. Куда он ведёт? Конечно к музею! Историческому. И находится этот музей во вполне историческом здании 1912 года постройки, по проекту берлинского архитектора Рихарда Зееля - Stadthalle. Сие значит - городской зал. Был задуман для собраний, концертов и "прочая увеселения". В 1944 попал под бомбёжку - Кёнигсберг был любимой запасной целью инглезов, раскатывали оне город обстоятельно. Руины простояли довольно долго - я в них пацаном успел поиграть "в войнушку", но с 1982 по 1986 провели реконструкцию. И в 1991 в здание переехал областной Исторический музей с новой экспозицией. Реконструкцию провели, надо сказать, не "один в один", но общие черты сохранили, хотя внутри перестроили изрядно.

Там же, у моста, стоит стела, посвящённая полку "Нормандия - Неман". Бравые французы отметились в небе Восточной Пруссии. Напротив "Нормандии", через Музейный мост - памятник Герою Советского Союза, подводнику №1 Маринеско. Александр Иванович, кап-три, на 1945, совершил шесть боевых выходов. Командовал подводными лодками М-96 и С-13. Достоверно утопил два транспорта, один из которых - "Густлоф". Набережная, идущая от ул. Шевченко к Историческому музею так и называется - "набережная Маринеско", о чём свидетельствует камень с табличкой.

Едем дальше - к Университетскому мосту, мимо гостинницы "Кристалл", "кирпича" суши - бара и ресторана Elementi. Историческую ценность из всего вышеозначенного имеет только здание, в котором находится Elementi, построено в 1929, в стиле "баухаус" - прямые линии, тяжёлые, монументальные пропорции, отсутствие декора, эдакие кубики - кирпичики для взрослых, архитектор Ханс Хопп. Ни одно из этих строений мне не нравится, так шта фото не будет.

Университетский мост идёт от улицы Пролетарской , перейдя которую, можно попасть к памятнику Иммануилу Канту и одному из корпусов БФУ (Балтийский Федеральный Университет), а через озеро - упирается в новодел "Кёниг - аппарт" - у нас всё, что не "янтарь", то "кёниг", такие вот местечковые "тараканы". Здание поставлено на месте фешенебельного пансионата Bellevue, постройки конца XIX века, и стилизовано под него. Оригинал сгорел в 1944. Современный мост построен на опорах немецкого, а первый на этом месте построили ещё в 1753 году.

Над мостом, со стороны Пролетарской, стоит терраса, с которой вниз идут две лестницы, и два спуска. Дальше по набережной - снова терраса с лестницами и гротом. У воды - площадка над озером из террасной доски, которую любят физкультурники, рыбаки и судомоделисты, а мы едем на разворот у подпорной стены улицы Шевченко.

Как раз видим камень, знаменующий набережную Маринеско, а за ним - подъём на улицу Шевченко. Круг практически замкнулся, приблизительно 7,5 км, с площадки над озером виден мой дом. С этой же площадки видны "пятаки" мозаики, выложенные ещё при первом благоустройстве озера, их отреставрировали к Мундиалю 2018. И над всем этим нависает Дом Советов. Этот "кубик Рубика" - переросток раздражает меня, как только его увидел. Не нравится категорически. Стройка началась в 1970 и остановилась в 90-х, по документам была достигнута 95% готовность. Домина никак не используется, торчит без дела в центре города, вроде как принято решение его разобрать.

А теперь мимо микрокафешки - "кружки", гостиницы "Калининград", через переход Ленинского проспекта, мимо ТЦ "Плаза" и "Ростелекома" - на эстакадный мост. Он идёт через оба рукава Преголи, чуть больше полукилометра, ввели в строй 1972. Вполне удобный тротуар, но с ямками - что бы ехать без проблем надо знать "лоцию". Все вышеозначенные здания наследники советского модернизма - прямые линии, прямые углы, минимум украшений.

"Посмотрите на право". С моста открывается вид на Музей океана. По документам музей образован в 1990, посетителей принял пять лет позже, на вставшее на вечную стоянку исследовательское судно "Витязь" (на фото видна его белая "морда" на заднем плане). На переднем плане первого фото - памятник Николаю - чудотворцу, установлен в 2009, освящён в 2010, и Памятный знак рыбакам - пионерам океанического лова (в народе - Парус), установлен в 1978, отреставрирован в 2008. С парусом - СРТшка, герой атлантических экспедиций калининградских рыбаков. Суда немецкой постройки, заложены были ещё в 39-44 годах, достроены и переданы Союзу в счёт репараций. Оранжевая "посудина" - плавучий маяк "Ирбенский". Заступил на службу в 1962 в Ирбенском проливе. В 1994 был уведён сначала в Балтийск, а потом - в Кронштадт. Чуть не был продан "на иголки", но повезло, неравнодушные люди не дали распилить последний построенный обитаемый плавмаяк в мире, и в 2017 году судно ошвартовалось на стоянке Музея. Шарик - новый корпус музея "Планета Океан". Ещё достраивается. Вдали, как уже писал - "Витязь", спрятались "Пацаев" - судно космической связи, подводная лодка Б - 413, проекта 641, гидросамолёт Бе - 12. Вообще - много интересного, но надо скакать на работу.

Ленинский проспект - центральная магистраль Калининграда, идёт от площади Победы до Южного вокзала, хрущёвки - сталинки, но чуть в стороне, на улице Мореходной, находятся корпуса КМРК - Калининградский морской рыбопромышленный колледж. Он расположен в комплексе госпиталя св. Георгия, 1897 года постройки, архитектор - Вормс.

Доскакиваем до пересекающую Ленинский улицу Багратиона и сворачиваем на неё. Улица заканчивается Бранденбургскими воротами, кстати, единственными в Калининграде, через которые идёт автомобильное движение. Первые ворота на этом месте были построены в 1657, из дерева. Через сто лет, по распоряжению Фридриха II, короля Пруссии, обветшавшее строение было снесено, а на его месте построили уже каменные ворота. Они перестраивались ещё несколько раз, и в 1860 приняли окончательный вид. В Великую Отечественную ворота не попали под бомбёжку союзников, и при штурме уцелели. Несколько раз проводилась их реставрация. С 2017 в помещении ворот открыт Музей марципана.

Бранденбургские ворота. Сзади - улица Багратиона, впереди - мост и улица Суворова
Бранденбургские ворота. Сзади - улица Багратиона, впереди - мост и улица Суворова

Дальше - светофор и мост. Вот тут ждёт очередная засада - узкая пешеходная часть и торчащие углы отбойников. По высоте оне - аккурат на уровне колена велосипедиста, и я не раз, и не два, делился пластырем и салфетками с колёсными братьями (и сёстрами). Осторожно съезжаем с моста - финишная прямая по улице Александра Васильевича Суворова, думаю в представлении сей славный муж не нуждается. Почти 12 км, осталось вернуться домой после работы.

Дорога домой проходит тем же маршрутом, только без петель по озёрам, хотя можно и через Остров метнуться. Но если перейти на другую сторону Ленинского проспекта, то увидим ещё несколько достопримечательностей.

Из новостроек - светомузыкальный фонтан в сквере 70-летия Калининградской области. Открыли его аккурат под Мундиаль - 6 июня 2018. Детвора в восторге!

Въезжаем на эстакдный мост - на перилах лестницы эстакадного моста умостился хомлин Лео, а сидит он рядом с Музеем изобразительных искусств. Расположен в здании биржи Кёнигсберга, которое было возведено по проекту Генриха Мюллера из Бремена. 6 марта 1875 года состоялось торжественное открытие учреждения. Биржа использовалась не только для проведения торгов. Здесь также устраивались выставки и проводились концерты. Что бы тяжёлое здание надёжно стояло, берег укрепили двумя тысячами с лишним свай. После бомбардировок 44-го года в здании выгорели деревянные конструкции, здание долго стояло в руинах и применялось в качестве декорации к военным фильмам - в частности заключительные сцены кино "Отец солдата". В конце 60-х зданием всё - таки занялись, Калининградский морской торговый порт произвёл его реконструкцию под Дворец культуры моряков с концертным залом и различными кружками - секциями. Многие до сих пор здание называют ДКМ. Этот зал любили Козлов со своим "Арсеналом", и Голощёкин со своей джаз-бандой. Акустика в зале - великолепная. В 2000-х годах провели ещё одну реставрацию и назвали Областным центром культуры молодёжи. С 2018 - Биржа стала Музеем изобразительных искусств. Вход охраняют львы "кисти" Хундризера. Было четыре, но двое "сбежали".

"На речке, на речке, на том бережочке" построили "Рыбную деревню". Ея видно, если прищурится. Историческая ценность - нулевая, просто стилизация для создания "атмосфэры". А вот Кафедральный собор - самый, что ни на есть, настоящий. Первая запись в документах о соборе - 13 сентября 1333, а формальное окончание строительства - 1380, но работы продолжались ещё пару веков. В соборе находятся профессорская усыпальница "Альбертины" и фамильная усыпальница герцога Альбрехта. В войну инглезы остров Кнайпхоф, на котором стоит собор, разбомбили "в ноль". Дома здесь стояли стена к стене. Современный парк, по рассказам моего отца, сажали с помощью ломов - выдалбывали в фундаментах лунки, засыпали грунт и в него ставили саженцы. Что получилось - на фото. От собора остались только стены. Реставрация собора началась 1992 году, а в 1994 был смонтирован шпиль башни с помощью вертолётов Балтийского флота. Эпичное зрелище, скажу я Вам! Сейчас в соборе несколько музейных экспозиций и концертный зал с двумя (!) органами. Думаю, по количеству органов на "душу населения" Калининград первый в России, есть ещё третий - в концертном зале филармонии (тоже, кстати, в бывшей кирхе "Святого семейства").

Напротив съезда с моста на Московский проспект стоят остатки подпорной стены южной террасы Королевского замка. До Мундиаля 2018 она была закрыта , но к чемпионату провели консервацию оставшейся части, и сейчас все желающие могут увидеть часть стены с нишей, в которой до войны была скульптура Вильгельма I.

Дальше едем мимо раскопок Королевского замка (в этом году уже закопают), Дома Советов и домой. Всё. Финиш. Моцион в шестнадцать с половиною вёрст.

ЗЫ. Немного интересностей с маршрута и рядом. На мой взгляд.

Совсем не историческая. У раскопок можно попить кофею от такой вот кофейни на колёсиках. Попалась на глаза совершенно случайно и, что характерно, такой клопарик в Калининграде не один.

Историческая. Если от Музея янтаря рвануть по улице Черняховского, то можно осмотреть артиллерийскую позицию, коя была построена в середине 19 века.

Надеюсь, "путешествие" было не утомительным и познавательным. Первая часть маршрута - здесь.

За сим - откланяюсь.

О самокатах и прочая - смотрите здесь

.