Найти тему
Cheslav

Бронепоезд "Туляк" в Туле

На Московском вокзале славного города Тулы (Тула-1-Курская) находится целый небольшой музей железнодорожной тематики, а именно: макет бронепоезда "Тульский рабочий" и вагоны его базы, пожарный поезд, правительственный салон-вагон, электромотриса А-ЧС2-549 и некоторые другие экспонаты. Доступ ко всему этому свободный. Осматривать экспонаты снаружи можно бесплатно, а чтобы попасть внутрь, надо брать экскурсию (у нас будет только наружный осмотр).

В сегодняшнем обзоре у нас будет бронепоезд, а точнее его полноразмерный макет:

Бронепоезд "Тульский рабочий" (он же "Туляк", они же "16-й отдельный бронепоезд (16-й обепо) Юго-Западного фронта") был построен в Тульском паровозном депо в сентябре-октябре 1941г, в период самых напряженных боев за Тулу. Важно иметь в виду, что постройка этого бронепоезда была исключительно инициативой работников депо, и произведена их собственными силами из имевшихся в наличии материалов и оборудования. В принципе, в основе конструкции бронепоезда лежал тип БП-35. Но по факту имелись многочисленные отличия. Так, из-за отсутствия броневых листов нужной толщины бронеплощадки защищались следующим образом: разнесенные на 150 мм листы обычной стали, между которыми был залит бетон. Вооружение поначалу было "какое нашли": 37-мм зенитки 61-К, 20-мм авиапушки ШВАК, пулеметы. Так что осенью 1941г "Туляк" действовал только как бронепоезд ПВО.

Позднее он прошел ремонт и довооружение, сначала на Мичуринском паровозоремонтном заводе, а в марте 1942г - под Воронежем. После этого был переименован в "бронепоезд № 2 60-го отдельного дивизиона бронепоездов" и направлен в район Харькова. В июне 1942г при отражении интенсивных налетов немецкой авиации получил серьезные повреждения и был направлен на рембазу в г.Балашов Саратовской области. Там его следы и теряются.

Существующий макет был сделан по инициативе тульских железнодорожников силами предприятий города в 2015г. В его составе две бронеплощадки типа ПЛ-37, бронепаровоз и две двухосные платформы.

-2

На первой платформе стоит хорошо всем нам знакомая 37-мм автоматическая зенитная пушка обр.1939г 61-К - основная автоматическая зенитка РККА в годы ВОВ.

Здесь всё настоящее - и пушка, и платформа.
Здесь всё настоящее - и пушка, и платформа.

Трудно сказать, насколько верно данный макет воспроизводит внешний вид настоящих бронеплощадок "Тульского рабочего", учитывая "самодельный" характер его изготовления. Но при создании макета постарались более-менее воссоздать вид стандартной легкой бронеплощадки типа ПЛ-37. Они имели броню толщиной 20 мм, листы брони крепились к раме болтами, а между собой - сваркой. Вооружение составляли две 76-мм пушки обр.1902/30г на тумбовых установках и 6 пулеметов системы "Максим" (два в башнях и 4 в бортах корпуса).

Как и другие советские бронепоезда, "Туляк" приводился в движение бронированным паровозом типа Ов. В наши дни лишней "овечки" не нашли и для макета бронепаровоза использовали гораздо более мощную и габаритную послевоенную "Лебедянку" Л-3476 (надо отдать должное, о факте замены честно написано на сопроводительной табличке):

На бронепаровозе установлен макет зенитной пулеметной установки обр.1931г М-4 (счетверенные "Максимы").

Такие установки широко применялись в годы ВОВ, хотя пули винтовочного калибра были уже не слишком эффективны против самолетов 1940-х годов.
Такие установки широко применялись в годы ВОВ, хотя пули винтовочного калибра были уже не слишком эффективны против самолетов 1940-х годов.

Вторая бронеплощадка аналогична первой:

На хвостовой платформе стоит 152-мм гаубица-пушка обр.1937г МЛ-20.

Рядом с бронепоездом стоят несколько вагонов из его "базы", т.е. "подвижного тыла". На первом плане - вагон-штаб:

-9

Вагон-штаб сделан на основе 4-осного пассажирского вагона и деревянным кузовом и шпренгельной подвагонной рамой:

-10

Вагон-пекарня (четырехосный) и двухосный вагон-теплушка :

Еще один военный экспонат стоит чуть дальше по платформе. Это 122-мм пушка обр.1931г А-19 . Выпускалась она в 1935-39гг и была сменена своим модифицированным вариантом обр.1931/37гг под тем же шифром А-19 (был использован новый лафет - от гаубицы-пушки МЛ-20). Отличить пушку обр.1931г легко по вертикально расположенным гидравлическим компенсаторам (у пушки обр. 1931/37гг они наклонены назад).

В следующий раз осмотрим пожарный поезд и салон-вагон.

-

Тула, Московский вокзал (Тула-1-Курская), справа от здания .

Доступ свободный (через досмотры проходить не нужно).

Экскурсия для группы до 5 чел - 800-1500р (в зависимости от объема), 11.00-19.00, кроме пон. и втн.