«Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»
Так писал о портрете Марии Ивановны Лопухиной Яков Полонский. А вот так пишет об этом знаменитом портрете наша с вами современница :
«Ее кудри волной, Ее брови — вразлет, Ее щеки — весной, Все ей милой идет. И наряд голубой (Перекличка небес), И мечта на любовь — Ожиданье чудес.
О здоровье мольбы : Образуется все? Но жестокость судьбы Убивает ее. Все ж дождавшись любви И надев свой венец, Умерла в двадцать три, Но в веках ей «звенеть».
И вершить свой обряд : Красотой молодой, Вдохновлять каждый взгляд : В ней полюбит любой. Ее чувственность уст (Эту нежность саму). И затаенность чувств — (Подчиненье уму).
Ее кожу — атлАс, Только теплый, живой, Ее ласку из глаз, Ее шарфик с канвой...» (Соловьева, 2009)
Мария Ивановна Лопухина - урожденная графиня Толстая. Родителями ее были граф, генерал Иван Андреевич Толстой и Анна Федоровна Майкова. В семье у них родилось шестеро детей, четыре сестры и два брата. Мария была старшей среди них. Судьба Маши Лопухиной была жестока к ней, оказалась трагичной. Родители выдали ее замуж 18-ти лет за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе императора.
Портрет, о котором идет сегодня речь, жених заказал Владимиру Лукичу Боровиковскому, императорскому художнику, прославившемуся в портретной живописи, в качестве свадебного подарка невесте. Казалось бы, впереди у молодой девушки счастливая жизнь. Но, к сожалению, этого не произошло. Муж, который был старше ее на 10 лет, оказался совсем не близким ей эмоционально. И не пытался найти с ней даже общего языка.
По отзывам некоторых современников, муж довольно часто был даже грубым с Марией Ивановной. Молодая женщина, отличавшаяся пленительной красотой, выйдя в свет, сразу же стала блистать. Нежная, даже какая-то воздушная в своей молодости. С нее не сводили глаз. Но длилось это, к сожалению, совсем не долго, каких-то несколько лет. И смерть. Скончалась, как было сказано, от скоротечной чахотки. Надо сказать, что эта болезнь встречалась в то время частенько.
Детей у них с мужем не было. Муж пережил Машу совсем не на много, на несколько лет, и последовал вслед за своей женой. Сразу же после кончины Марии Ивановны по Москве поползли слухи о том, что смерть ее загадочная. А после смерти мужа молодой женщины слухи только усилились. Говорили шепотом о том, что дух жены забрал к себе и мужа. Который не очень-то ценил ее.
Кое-кто связывал смерть Марии Ивановны с написанным Боровиковским портретом. И с ее отцом, Иваном Андреевичем, который, будучи масоном, якобы зашел слишком далеко в оккультных знаниях. И был наказан за эту вот свою дерзость высшими силами тем, что лишился дочери. Еще осведомленные люди говорили, что Иван Андреевич с помощью мистических заклинаний поместил дух дочери в портрет. И стало опасным долго смотреть на него. Таких смотрящих дух умершей забирал.
Как вы сами понимаете, интерес к портрету был огромным. Всем хотелось на него взглянуть хотя бы одним глазком, хоть было и немного страшновато… Вот такая мистика связана с этим известным портретом. Мне портрет Марии Ивановны нравился с детских лет. Увидела в каком-то журнале. Потом увидела его в школьном учебнике как вклеенную репродукцию. Позже купила небольшую копию картины-портрета, которая хранится у меня до сих пор. Стоит на виду.
Ходили такие слухи, что и художник, как и многие другие, пленился красотой Лопухиной. И даже был немного в нее влюблен. Доказательств этого нет. Почему же возникли такие толки? Глядя на портрет, можно точно сказать, или почти точно, что писал его человек, восхищавшийся своей моделью, воспринимавший ее как «мимолетное видение» и как «гений чистой красоты». Мария Ивановна получилась у Боровиковского загадочной и таинственной, с легкой улыбкой на губах. Не зря ее называли русской Джокондой.
Портрет М. И. Лопухиной будоражит воображение как в общем-то, и многие другие произведения известных художников… В то время, согласно существующему творческому методу, не принято было позировать больше двух сеансов, моделей не утруждали. А дальше мастер работал в одиночестве. Платье обычно было одето на манекен, стоящий тут же. А фон придумывался самим художником или модель высказывала какие-то свои пожелания.
Мария Ивановна одета в белоснежное платье, напоминающее греческий хитон со стоячим воротником. Под ее грудью повязана шаль. Это было модно. Такие шали обычно выполнялись из дорогой тонкой ткани, и длина их могла достигать шести метров. С шалью под грудью молодая женщина напоминает древнегреческих матрон. На Марии, вы заметили, наверное, нет никаких украшений, кроме браслета на запястье в виде змейки. Волосы не собраны в прическу, а свободно ниспадают локонами.
Изображена Лопухина на фоне природы. Скорее всего, это уголок сада или парка. И сама героиня, и фон картины выполнены в неярких, как бы несколько размытых тонах. Возникает эффект : изображенная на портрете женщина как бы сливается с окружающей ее природой, является частью ее. В легкой задумчивости, чуть заметно чему-то улыбаясь, с мечтательным выражением глаз. Разве кто-то мог даже предположить, что смерть настигнет ее так рано и заберет с собой!..
Поделюсь с вами еще одной версией смерти Маши Лопухиной. Возможно, всему виной оказалось ее платье. Что это значит? Оказывается, в то время была мода на платья из муслина. Которые плотно облегали фигуру, подчеркивая все ее достоинства. Это было, что и говорить, красиво. Ткань выглядела воздушной. Но при этом совершенно не грела тело. А носили дамы такие платья и в холодную погоду.
Так что простудиться и заболеть не составляло никакого труда, особенно если здоровье было не очень-то крепкое. Болели поэтому часто и даже со смертельным исходом. Так что, вполне возможно, что именно так приобрела Мария Ивановна скоротечную чахотку… Похоронена молодая женщина в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковском монастыре в Москве. Здесь же через несколько лет похоронили и ее мужа…
А портрет долго хранился у племянницы Марии Ивановны. Был семейной реликвией. Когда же она вышла замуж и переехала жить к мужу, то взяла портрет с собой. В ее доме и увидел его Павел Третьяков, купец, меценат, коллекционер. И конечно же, не смог пройти мимо, приобрел его для своей галереи. Где он и хранится и в настоящее время.
Когда смотришь на портрет Марии Ивановны Лопухиной, зная ее трагическую историю, поневоле испытываешь большое сочувствие к ней. И к тому, что жизнь этой нежной, воздушной, загадочной красавицы оказалась столь короткой. И неизбежно приходит мысль о том, что надо ценить жизнь, каждое ее мгновение. Потому что завтрашний день может и не наступить...
Автор - Marisha)
Клипы от Юрия