Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Зачем локомотиву два руля?

Рельсовые зарисовки

Заглянем в кабину некогда красивого экспресса Москва — Рязань:

На рабочем месте машиниста установлен «руль» — штурвал контроллера:

-2

Зачем он нужен — я уже рассказывал, для управления силой тяги, то есть это вроде педали газа:

А на рабочем месте помощника машиниста стоит ещё один «руль», причём с воротком для удобства, похожий нередко встречается на машинах с тяжёлыми рулями — к примеру, на ГАЗ-3307:

-3

А теперь – тепловоз 2М62У:

-4

На дворе почти 22 часа – уже 2 часа переработки, на работе с 8:00, поэтому вид у меня не шибко довольный... На пульте – чёрный штурвал контроллера:

-5

А на задней стенке – «руль» побольше и красного цвета, хотя цвет значения не имеет, он может быть и чёрным:

-6

Сам тепловоз снаружи, если кто не видел:

-7

Как только его ни называют – и «Машка», и «муха», в ГДР, куда их поставляли при СССР, тепловозы звали taigatrommel – «таёжный барабан»... В депо, где работает Паша Машинист, их зовут «батон» за форму кузова, в депо Ульяновск – «голубые», так как Ульяновск получил М62 в конце 2000-х годов, и они все приходили в светло-синей окраске.

Паша Машинист | Дзен

Немного про М62, про наддув дизеля и схему электропередачи, рассказано в статье «ТЭД-16»:

Но мы отвлеклись. Вот электровоз ЭП2К:

-8

У него на пульте вообще никаких «рулей»:

-9

Зато на задней стенке есть:

-10

На прародителе ЭП2К – тепловозе ТЭП70 – такой же:

-11

Надписи многое проясняют: это тормоз. Ручной тормоз. Идущий вниз рычаг – для дотяжки с большим усилием. Вот вид с обратной стороны:

-12

Хорошо видно поблескивающий смазкой винт. Здесь применён безопасный винтовой привод ручного тормоза, он же червячный – от штурвала вращается винт, который тянет за собой передачу тормоза, такой же принцип на электровозах ЧС, винт показан красной стрелкой:

Изображение из открытых источников – книги «Пассажирские электровозы ЧС4 и ЧС4Т»
Изображение из открытых источников – книги «Пассажирские электровозы ЧС4 и ЧС4Т»

А вот на предшественнике ТЭП70 – тепловозе из 1950-х ТЭП60 – привод цепной, опасный, такой же на электровозах ВЛ:

Изображение из открытых источников – книги «Пассажирский тепловоз ТЭП60»
Изображение из открытых источников – книги «Пассажирский тепловоз ТЭП60»

Если снять затянутый цепной привод со стопора при отпущенных пневматических тормозах – то пружины рычажной передачи утягивают цепь за собой, бешено раскручивая штурвал, можно лишиться пальцев. Поэтому перед отпуском «ручника» обязательно надо затормозить локомотив пневматическими тормозами и убедиться в этом по манометру – тормозные цилиндры удержат передачу.

Пневматические тормоза – тема отдельная и очень широкая, начать можно с этой статьи:

Винтовой механизм – самотормозящийся, там опасности получить по пальцам просто нет. Зато любой «ручник» таит другую опасность – можно тронуться при затянутом и перегреть бандажи колёс с печальными последствиями – проворот, выкрашивание. Как видим, ручной тормоз тормозит далеко не все оси, по поведению локомотива с поездом затянутый не поймёшь никак – правда, и затягивают их под поездом нечасто.

Чаще такое бывает, если из депо отправляют сплотку (несколько локомотивов) – надо проверить ручные на всех. А стоит колонка ручного тормоза не всегда удобно – например, на ужасно спроектированном ВЛ15 она стоит в хвосте секции, чтобы её проверить – нужно обойти две высоковольтных камеры, стоящих в шахматном порядке:

-15

Никакой световой сигнализации отпуска ручных тормозов на локомотивах не предусмотрено. На «импорте» вроде ЭП20 или KZ8A стояночный тормоз устроен по типу грузовых автомобилей – стоят пружинные энергоаккумуляторы, растормаживаемые воздухом. Конечно, управляются они кнопкой и сигнализация есть:

-16

А привычные штурвалы ручного тормоза есть и на пассажирских вагонах, и на грузовых. На пассажирских штурвал стоит в рабочем тамбуре, по этому признаку эта сторона вагона называется тормозной. На грузовом – под вагоном сбоку, их видел каждый.

Темы канала остаются прежними, как и заявлено в названии – на днях вышло видео про действия после запуска турбоагрегата на Ту-154, снятое на рабочем самолёте, сегодня – продолжение разбора схемы генераторов, позавчера – третья статья об Алма-Ате:

Она вышла в рамках цикла о Средней Азии, где можно найти и подробные съёмки из казахстанских локомотивов, того же KZ8A:

Обновления дублируются в нашем общем Телеграм-канале – на случай, если Дзен отпишет или не покажет:

Всё, что движется

—=≈≡≈=—=≈≡≈=—=≈≡≈=—=≈≡≈=—=≈≡≈=—=≈≡≈=—=≈≡≈=—

Общее оглавление канала

-17